Чинопоследования

Чинопоследование приведения к присяге казака (в храме)

РЕКОМЕНДУЕМОЕ ПОСЛЕДОВАНИЕПРИВЕДЕНИЯ

К ПРИСЯГЕ КАЗАКАВ ХРАМЕ[1]

 

В назначенное время казаки прибывают в церковь (войсковой храм) в обязательном составе атамана казачьего общества, стариков и новых членов этого общества. Священник совершает краткий молебен перед началом доброго делания, читается молитва «На доброе дело».

По совершении молебна и чтения молитвы священник восходит на амвон с крестом в руках. Слева от амвона выстраивается знаменная группа со знаменем войска. С правой стороны амвона находится атаман и действующие казаки. Присягающие находятся по центру храма.

Затем кто-либо из особо заслуженных казаков зачитывает текст присяги, после чего каждый из принимаемых в казачье общество подходит к священнику, целуя крест. Священник кропит его святой водой. Принявший присягу крестится и целует Святое Евангелие на аналое. Затем  подходит к знамени казачьего общества, становится на правое колено и целует его край[2].

После того, как все присягавшие выстраиваются по правую сторону от амвона, священник обращается к казакам со словом назидания. По левую сторону амвона находятся почетные гости и другие присутствующие. Атаман поздравляет новых членов казачьего общества.

Рекомендуется принятие присяги казаками в войсковой праздник, либо в день Православного казачества – праздник Донской иконы Божьей Матери.



[1]Вышеизложенный порядок приведения к присяге  состоялся 22 января 2011 года в Донском ставропигиальном мужском монастыре личным составом МООКО атаман Сидорин Г.Н.

[2]Предварительная забота атаманов выяснить, все ли принимающие присягу казаки крещены в Православии.

 

Порядок церемонии прибивки и освящения казачьего знамени

ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ И ПРИБИВКИ ЗНАМЕНИ

ВОЙСКОВОГО КАЗАЧЬЕГО ОБЩЕСТВА

 

Благословен Бог наш…Аминь.

Трисвятоепо Отче наш…

По возгласе: Тропарь, глас 2:

Творче и Создателю всяческих Боже, дела рук наших, к славе Своей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи и нас от всякаго зла избави, яко Един Всесилен и Человеколюбец.

Господу помолимся.

Господи помилуй.

Молитва:

Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови благое намерение рабов Твоих сих и дело их еже благополучно начати и без всякаго преткновения к славе Твоей совершити: делателем же благопоспеши и дела рук исправи, и в совершение силою Пресвятаго Твоего Духа спешно произвести сотвори, яко Ты еси Творец и Создатель всяческих, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым, Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Далее следует прибивка знамени казачьего общества в соответствии с изложенными в приложении рекомендациями. По окончании:

Премудрость.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Честнейшую Херувим / и славнейшую без сравнения Серафим, / без истления Бога Слова рождшую,  / сущую Богородицу, Тя величаем.

Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.

Слава, и ныне:

Господи, помилуй, трижды.

Святейший Владыко, благослови.

Отпуст: Христос, истинный Бог наш, молитвами ПречистыяСвоеяМатере, святых славных и всехвальных Апостол, святых и праведных богоотецИоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец.

После отпуста диакон возглашает многолетие


Приложение

Примерные рекомендации организации церемонии прибивки знамени казачьего общества.

Церемония прибивки знамени казачьего общества производится в торжественной обстановке на Круге (Сборе) казачьего общества. На церемонии кроме казаков присутствует окормляющий священник, также могут присутствовать почетные гости.

Древко знамени с надетым на него полотнищем в развернутом виде, размещается на столе, накрытом сукном. Надевание полотнища на древко, крепление к древку навершия, скобы и подтока организуются Атаманом казачьего общества до проведения церемонии. Знамя  удерживается у навершия и подтока – ассистентами Знаменщика. Знаменщик  казачьего общества, и два его ассистента, избираются Кругом (Сбором) заранее на определенный срок; казачьи чины Знаменщика и ассистентов значения не имеют. Гвозди заранее заколачиваются в древко на две трети их длины примерно через каждые 3 - 4 см. На столе рядом с навершием размещается поднос с молотком и запасом гвоздей. Перед прибивкой знамени молоток и гвозди могут быть освящены в церкви; после церемонии молоток и поднос, на котором он лежал, могут быть помещены в музей казачьего общества или храниться на почетном месте в помещении правления, либо штаба казачьего общества.

Для ведения церемонии прибивки знамени казачьего общества назначается распорядитель.

Для проведения церемонии участники размещаются определенным порядком возле места прибивки.

Атаман выходит к столу со знаменем и, сняв головной убор, произносит речь о высокой чести иметь свое знамя, о единении вокруг него всех казаков казачьего общества как перед всеобщей святыней – символом доблести и традиций предков, их славного боевого прошлого.

Старшее должностное лицо, присутствующее на церемонии, берет молоток, подходит к столу и забивает до конца в древко первый ближайший к навершию гвоздь. Далее распорядитель приглашает по старшинству в порядке убывания стариков и лучших казаков (по количеству гвоздей, не более 24), каждый из которых, подойдя к столу, забивает до конца в древко ближайший к навершию незабитый гвоздь. Объявление следующего участника церемонии происходит сразу после того, как очередной гвоздь забит в древко. Молоток передается участниками церемонии из рук в руки. Последний участник церемонии прибивки передает молоток Атаману, который кладет его на поднос. Распорядитель объявляет о завершении церемонии прибивки знамени казачьего общества.

После окончания церемонии прибивки знамени казачьего общества казаки идут в свой Храм. Знаменщик со знаменем в сопровождении ассистентов следуют к месту освящении знамени.

В Храме окормляющий казачье общество священник служит благодарственный молебен и совершает чин освящения знамени. Во время освящения Атаман казачьего общества держит полотнище знамени левой рукой. По старой казачьей традиции для окропления святой водой священник может использовать кропило из живых цветов. По окончании службы священник провозглашает многолетие всем казакам России, казакам данного казачьего общества и вручает освященное знамя коленопреклонённому Атаману казачьего общества, который, поцеловав, передает его в свою очередь, также коленопреклонённому Знаменщику. Затем все казаки подходят к знамени и, встав на одно колено, целуют полотнище. Этот момент считается присягой новому знамени казачьего общества.[*]

 



[*]Такое действие уместно в том случае, если отдельной церемонии вручения не будет. Если же таковая церемония предусмотрена, атаман не должен принимать знамя. В этом случае, священник заканчивает чин освящения, а знамя остается у знаменщика все это время.

   

Порядок ведения учредительного круга с выборами и приведением к присяге атамана

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ ОТКРЫТИЯ И ЗАВЕРШЕНИЯ

УЧРЕДИТЕЛЬНОГО КРУГА (СБОРА) КАЗАЧЬЕГО ОБЩЕСТВА.

1. Чин благословения открытия учредительного Круга (Сбора)
казачьего общества.

Благословен Бог наш. Аминь.

Трисвятое по Отче наш…

По возгласе: Тропарь, глас 2:

Творче и Создателю всяческих Боже, дела рук наших, к славе Своей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи и нас от всякаго зла избави, яко Един Всесилен и Человеколюбец.

Господу помолимся.

Господи помилуй.

Молитва:

Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови благое намерение рабов Твоих сих и дело их еже благополучно начати и без всякаго преткновения к славе Твоей совершити: делателем же благопоспеши и дела рук исправи, и в совершение силою Пресвятаго Твоего Духа спешно произвести сотвори, яко Ты еси Творец и Создатель всяческих, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым, Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

2. Чин благословения завершения учредительного Круга (Сбора) казачьего общества.

 

Тропарь, глас 4:

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих, на нас бывших, славяще Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю, Спасе наш, слава Тебе.

Господу помолимся.

Господи помилуй.

Молитва:

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Боже всякаго милосердия и щедрот, Егоже милость безмерна и человеколюбия неизследимая пучина! Ко Твоему величеству припадающе, со страхом и трепетом, яко раби недостойнии, благодарение Твоему благоутробию о Твоих благодеяниих, на рабех Твоих бывших, ныне смиренно приносяще, яко Господа, Владыку и Благодетеля, славим, хвалим, поем и величаем и, припадающе, паки благодарим. Твое безмерное и неизреченное милосердие смиренно моляще. Да якоже ныне моления рабов Твоих прияти и милостивно исполнити сподобил еси, и во предняя Церковь Твою Святую и град сей, от всякаго злаго обстояния избавляя и мир и безмятежие тем даруя, Тебе со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Единосущным Твоим Духом во Единем Существе славимому Богу, всегда благодарение приносити и преблагая глаголати и воспети сподобиши: Слава Тебе, Богу, Благодателю нашему, во веки веков.

Достойно есть.

Господи помилуй (трижды)

Благослови.

Отпуст.


Приложение № 1

Примерный сценарий учредительного Круга (Сбора) казачьего общества.

Казаки и гости Круга (Сбора) находятся в зале.

Руководитель инициативной группы входит в зал и приветствует участников Круга (Сбора):

«Здорово дневали (ночевали), господа казаки!» (либо иное традиционное приветствие).

Участники Круга (Сбора):

«Слава Богу!» (либо иное традиционное приветствие).

Руководитель инициативной группы занимает место в президиуме на сцене.

Помощник руководителя инициативной группы занимает место за трибуной для выступлений и отдает команду:

«Встать!»…«Под Государственный флаг Российской Федерации, флаг и знамя войскового казачьего общества: Смирно! Флаги и знамя внести!».

Знаменная группа вносит флаг Российской Федерации, флаг и знамя войскового казачьего общества и занимает место на сцене за президиумом.

Играет марш.

 

Помощник руководителя инициативной группы обращается к священнику:

«Прошу священника благословить начало работы учредительного Круга (Сбора). Казаки на молитву!».

 

Священник занимает устроенное для него место (c правой стороны от президиума поставляется аналой с иконой, Крестом и Евангелием), читает молитву и благословляет работу учредительного Круга (Сбора).

 

По окончании молитвы, священник занимает устроенное для него в президиуме место.

Помощник руководителя инициативной группы обращается к старикам:

«Прошу старикам занять свои места».

Старики занимают отведенные места.

 

Помощник руководителя инициативной группы обращается к гостям учредительного Круга (Сбора):

«Прошу (перечисляются Ф.И.О. и должности гостей и участников учредительного Круга (Сбора)) занять места в президиуме».

Перечисленные лица занимают места в президиуме.

 

Руководитель инициативной группы объявляет:

«Учредительный Круг (Сбор) казаков _______ казачьего общества считать открытым».

Присутствующие встают.

Исполняется гимн Российской Федерации – звучит аудио запись или выступает хор.

Исполняется гимн войскового казачьего общества – звучит аудио запись или выступает хор.

Присутствующие занимают свои места.

 

Помощник руководителя инициативной группы обращается к выборным казакам:

«Господа казаки! Предлагаю утвердить мандатную комиссию в составе: (чин, Ф.И.О.); (чин, Ф.И.О.); (чин, Ф.И.О.); (чин, Ф.И.О.), и назначить ее председателем (чин, Ф.И.О.)».

«За? Против?».

Казаки голосуют.

 

Помощник руководителя инициативной группы объявляет результаты голосования.

 

Помощник руководителя инициативной группы обращается к выборным казакам:

«Господа казаки! Прошу утвердить счетную комиссию в составе: (чин, Ф.И.О.); (чин, Ф.И.О.); (чин, Ф.И.О.); (чин, Ф.И.О.), и назначить ее председателем (чин, Ф.И.О.)».

«За? Против?».

Выборные казаки голосуют.

 

Помощник руководителя инициативной группы объявляет результаты голосования.

 

Помощник руководителя инициативной группы обращается к выборным казакам:

«Господа казаки! Предлагаю утвердить редакционную комиссию учредительного Круга (Сбора) (далее - секретариат) в составе: (чин, Ф.И.О.); (чин, Ф.И.О.); (чин, Ф.И.О.); (чин, Ф.И.О.), и назначить ее председателем (чин, Ф.И.О.)».

«За? Против?».

Выборные казаки голосуют.

 

Помощник руководителя инициативной группы объявляет результаты голосования.

Помощник руководителя инициативной группы обращается к секретариату:

«Прошу секретариат учредительного Круга (Сбора) обеспечить ведение протокола».

Секретариат Круга (Сбора) занимает оборудованные для них места и начинает ведение протокола Круга (Сбора).

 

Помощник руководителя инициативной группы обращается к казакам:

«Господа казаки! Прошу утвердить войсковым есаулом (есаульцем) - _________ (чин, Ф.И.О.)».

«За? Против?».

Выборные казаки голосуют.

 

Помощник руководителя инициативной группы объявляет результаты голосования.

Помощник руководителя инициативной группы занимает свое место в президиуме.

 

Войсковой есаул (есаулец) спрашивает разрешение говорить у стариков и благословление у священника и, занимает место за трибуной для выступлений и обращается к казакам:

«Господа казаки, благодарю за доверие! Прошу Круг (Сбор) соблюдать порядок и помнить казачьи традиции:

- перед выступлением спрашивать разрешение говорить у стариков и  благословление у  священника;

- если с места встал священник или старик, то все соблюдают тишину и слушают, что говорит вставший;

- если войсковой есаул (есаулец) берет слово – то все соблюдают тишину и слушают, что говорит войсковой есаул (есаулец);

- нарушители порядка будут выдворяться с учредительного Круга (Сбора) службой приставов.

Приставами назначаю: (чин, Ф.И.О.); (чин, Ф.И.О.); (чин, Ф.И.О.)».

 

Войсковой есаул (есаулец) обращается:

«Приставы, приступить к осуществлению своих обязанностей».

После окончания речи войсковой есаул (есаулец) остается на сцене возле  священника или стариков, приставы расходятся по залу и следят за порядком.

 

Помощник руководителя инициативной группы с места в президиуме обращается к казакам:

«Господа казаки. Слово предоставляется председателю мандатной комиссии».

 

Председатель мандатной комиссии спрашивает разрешение говорить у стариков и благословление у священника и занимает место за трибуной для выступлений:

«Прибыли и зарегистрировались:

________ казаков от ____ хуторских, станичных и городских казачьих обществ.».

После окончания выступления председатель мандатной комиссии  возвращается на свое место в зале.

 

 

«Прошу утвердить регламент работы учредительного Круга (Сбора):

- выступление кандидатов на выборные должности – до 15 минут;

- прочие выступления – до 10 минут;

- реплики, замечания и предложения – до 3 минут.».

«Все вопросы по докладам или выступлениям просьба подавать в секретариат в письменном виде через помощников войскового есаула (есаульца). Предлагается утвердить повестку Круга (Сбора):

Первый вопрос: Образование ____________ казачьего общества.

Второй вопрос: Утверждение устава ___________ казачьего общества.

За? Против? Воздержались?».

Третий вопрос: Выборы органов управления и контрольных органов ___________ казачьего общества.

Выборные казаки голосуют.

Председатель счетной комиссии с отведенного места объявляет результат голосования: «По итогам подсчета, повестка учредительного Круга (Сбора) – принята».

Помощник руководителя инициативной группы с места в президиуме объявляет:

«Уважаемые казаки! Слово для приветственного выступления предоставляется …».

Гость Круга (Сбора) спрашивает разрешение говорить у стариков и благословление у священника (по желанию). Занимает место за трибуной для выступлений, выступает с приветственным обращением и после выступления занимает свое место.

Помощник руководителя инициативной группы с места в президиуме объявляет:

«Слово для выступления предоставляется руководителю инициативной группы по образованию __________ казачьего общества».

Руководитель инициативной группы спрашивает разрешение говорить у стариков и благословление у священника, занимает место за трибуной для выступлений:

«Господа казаки, уважаемые участники Круга (Сбора)! Прошу проголосовать за образование ____________ казачьего общества.

За? Против?».

Выборные казаки голосуют.

Председатель счетной комиссии с отведенного места объявляет результат голосования.

После окончания выступления занимает руководитель инициативной группы свое место в президиуме и временно передает полномочия по ведению Круга (Сбора) войсковому есаулу (есаульцу).

 

Войсковой есаул (есаулец) спрашивает разрешение говорить у стариков и благословление у священника, занимает место за трибуной для выступлений:

«Господа казаки, уважаемые участники Круга (Сбора)!

В соответствии с повесткой дня Круга (Сбора) прошу утвердить представленный проект Устава _______ казачьего общества.

За? Против?».

Казаки голосуют.

Председатель счетной комиссии с отведенного места объявляет результат голосования.

 

Войсковой есаул (есаулец) обращается к казакам:

«Господа казаки, уважаемые участники Круга (Сбора)!

Согласно второму пункту повестки дня учредительного Круга (Сбора) нам необходимо избрать:

-       атамана ________ казачьего общества;

-       товарища (первого заместителя) атамана казачьего общества;

-       совет стариков;

-       суд чести;

-       контрольно-ревизионную комиссию.

В инициативную группу представлены следующие предложения по кандидатурам на должность атамана – ___________ (перечисляет), кроме того, прошу Круг (Сбор) рассмотреть кандидатуры в порядке самовыдвижения. Прошу названных казаков, а также казаков, выставивших свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, подняться, коротко рассказать о себе и представить свою программу развития ____________ казачьего общества.

Кандидат на должность атамана поднимается на сцену, спрашивает разрешение говорить у стариков и благословление у священника, занимает место за трибуной для выступлений.

«Я, ___________ (Ф.И.О.), ______ г.р., ________________ (далее в общих чертах представляет основные вехи своей биографии и излагает свою программу развития казачьего общества».

После окончания выступления остается на сцене.

Войсковой есаул (есаулец) следит за соблюдением регламента выступающими кандидатами и после окончания выступления последнего из них объявляет по одной в алфавитном порядке кандидатуры на должность атамана:

«Прошу Круг (Сбор) проголосовать за кандидатуру ___________ (Ф.И.О.)

За? Против?».

Казаки голосуют по каждой кандидатуре персонально.

Председатель счетной комиссии с отведенного места объявляет результат голосования.

Войсковой есаул (есаулец) после окончания голосования и подсчета голосов объявляет:

«Большинством голосов атаманом __________ казачьего общества избран казак – ______________ (Ф.И.О.)».

Атаман после проведения традиционных ритуалов приведения к присяге занимает место в президиуме.

Атаман спрашивает разрешение говорить у стариков и благословление у священника, занимает место за трибуной для выступлений и обращается к казакам:

«Господа казаки, уважаемые участники Круга (Сбора)!

Предлагаю избрать товарищем (первым заместителем) атамана казака ___________ (Ф.И.О.), прошу казаков предлагать и другие кандидатуры в порядке самовыдвижения».

 

Кандидат на должность товарища (первого заместителя) атамана поднимается на сцену, спрашивает разрешение говорить у стариков и благословление у священника, занимает место за трибуной для выступлений.

«Я, ___________ (Ф.И.О.), ______ г.р., ________________ (далее в общих чертах представляет основные вехи своей биографии и излагает свою позицию о методах реализации программы развития казачьего общества, победившего атамана».

После окончания выступления остается на сцене.

 

Войсковой есаул (есаулец) следит за соблюдением регламента выступающими кандидатами и после окончания выступления последнего из них объявляет по одной в алфавитном порядке кандидатуры на должность товарища (первого заместителя) атамана:

«Прошу Круг (Сбор) проголосовать за кандидатуру ___________ (Ф.И.О.)

За? Против?».

Казаки голосуют по каждой кандидатуре.

 

Председатель счетной комиссии с отведенного места объявляет результат голосования.

 

Войсковой есаул (есаулец) после окончания голосования и подсчета голосов объявляет:

«Большинством голосов товарищем (первым заместителем) атамана __________ казачьего общества избран казак – ______________ (Ф.И.О.). Передаю ему свои полномочия по ведению Круга (Сбора)».

 

Товарищ атамана спрашивает разрешение говорить у стариков и благословление у священника и занимает место за трибуной для выступлений и обращается к казакам:

«Господа казаки, уважаемые участники Круга (Сбора)!

В соответствии с повесткой дня Круга (Сбора) предлагаю избрать:

-       совет стариков в составе _________ (перечисляются Ф.И.О. казаков);

-       суд чести в составе _________ (перечисляются Ф.И.О. казаков);

-       контрольно-ревизионную комиссию в составе _________ (перечисляются Ф.И.О. казаков).

Кто не поддерживает представленные кандидатуры, кто хочет заявить самоотвод прошу высказываться до голосования.»

В случае появления желающих выступить товарищ атамана предоставляет им слово, контролируя соблюдение ими регламента Круга (Сбора).

После окончания прений товарищ атамана ставит на голосование избрание совета стариков, суда чести и контрольно-ревизионной комиссии.

 

Председатель счетной комиссии с отведенного места объявляет результат голосования.

Товарищ атамана с места в президиуме обращается к председателю счетной комиссии:

«Прошу председателя счетной комиссии огласить результаты работы Круга (Сбора) и принятых на нем решений».

Председатель счетной комиссии спрашивает разрешение говорить у стариков и благословление у священника и занимает место за трибуной для выступлений:

«Господа казаки, уважаемые выборные Круга (Сбора)! По итогам подсчета результатов голосования…(объявляет результаты голосования по результатам рассмотренных на Круге (Сборе) докладов и вопросов)».

Товарищ атамана с места в президиуме объявляет:

«Прошу секретариат круга зафиксировать результаты Круга (Сбора) в протоколе».

«Господа казаки, уважаемые выборные Круга (Сбора)! Все вопросы повестки дня Круга (Сбора) рассмотрены. Благодарю Вас за участие!».

 

Товарищ атамана с места в президиуме обращается к священнику:

«Прошу священника благословить закрытие Круга (Сбора). На молитву!».

 

Священник читает молитву и благословляет окончание работы Круга (Сбора).

Атаман казачьего общества с места в президиуме объявляет:

«Круг (Сбор) казачьего общества объявляю закрытым!».

 

Присутствующие встают.

Исполняется гимн Российской Федерации – звучит аудио запись или выступает хор.

Исполняется гимн войскового казачьего общества – звучит аудио запись или выступает хор.

Товарищ войскового атамана отдает команду:

«Под Государственный флаг Российской Федерации, флаг и знамя…войскового казачьего общества: Смирно! Флаги и знамя вынести!».

Знаменная группа выносит флаг Российской Федерации, флаг и знамя войскового казачьего общества.

Играет марш.

Казаки и гости Круга (Сбора) организованно покидают зал.


Приложение № 2

 

Сложившаяся практика приведения атамана казачьего общества

к присяге.

 

По казачьей традиции нельзя касаться голой рукою голой руки или щеки атамана, так как считается, что так он может потерять особую силу, обретаемую им в момент принятия присяги. Поэтому один пристав держит атамана за левый рукав выше локтя – левая рука атамана лежит на укрытом обшлагом запястье левой руки пристава. Второй пристав держит атамана за правый рукав выше локтя – правая рука атамана лежит на укрытом обшлагом запястье правой руки пристава. Фигура, таким образом, напоминает крест.

Приставы снимают с атамана мундир и расстегивают рубаху так, чтобы был виден нательный крест, который войсковой есаул (есаулец) должен показать казакам с объявлением: «Православный!»

Казаки отвечают криком «Любо», и все, если сидели, встают. Атаман, стоя лицом к казакам, произносит слова Присяги:

«На Христовом Животворящем Кресте,

На Священном писании присягаю.

Служить верно, не щадя головы и живота своего.

Беречь казачью честь.

Приумножать достояние такой-то станицы (хутора).

Беречь казаков!

Я – ваш отец. Вы - мои дети!»

Священник находится рядом с аналоем. Приставы подводят атамана к священнику под благословение, атаман целует Крест, лежащее на аналое Евангелие и икону.

После этого атаман, ведомый приставами, выходит на середину круга и кланяется в пояс старикам и Кругу. Старики и казаки кланяются в ответ на поклоны атамана. Старейший из казаков трижды сечет его нагайкой по спине.

Приставы надевают на атамана мундир, один из стариков одевает атаману через правое плечо шашку, другой – повязывает через левое плечо полотенце (символы военной и хозяйственной деятельности; перекрещенные перевязи означат защиту правления атамана Христом).

Атаманом вышестоящего казачьего общества, либо старейшим казаком казачьего общества, атаману может вручаться булава (пернач) – символ атаманской власти. Вручающий может сказать несколько слов напутствия или приветствия атаману.

Атаман, принимая булаву (пернач), целует его и трижды целуется с вручившим. Старики подносят Атаману насеку – ритуал вручения тот же. Вручавшие могут сказать перед вручением несколько слов напутствия или приветствия Атаману.

Войсковой есаул (есаулец) торжественно надевает на голову атамана головной убор – папаху, и командует: «Перед Атаманом шапки долой!».

Все, кроме представителей Атаманского правления вышестоящего казачьего общества и казаков, не являющихся членами данного казачьего общества, снимают головные уборы. Этот момент считается присягой Круга казачьего общества на полное и беспрекословное подчинение атаману.

После этого все присутствующие на Круге (Сборе) казаки должны подойти к крестному целованию.

 

   

Порядок проведения круга

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ ОТКРЫТИЯ И ЗАВЕРШЕНИЯ КРУГА (СБОРА) ВОЙСКОВОГО КАЗАЧЬЕГО ОБЩЕСТВА.

1. Чин благословения открытия Круга (Сбора) войскового казачьего общества.

 

Благословен Бог наш. Аминь.

Трисвятое по Отче наш…

По возгласе: Тропарь, глас 2:

Творче и Создателю всяческих Боже, дела рук наших, к славе Своей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи и нас от всякаго зла избави, яко Един Всесилен и Человеколюбец.

Господу помолимся.

Господи помилуй.

Молитва:

Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови благое намерение рабов Твоих сих и дело их еже благополучно начати и без всякаго преткновения к славе Твоей совершити: делателем же благопоспеши и дела рук исправи, и в совершение силою Пресвятаго Твоего Духа спешно произвести сотвори, яко Ты еси Творец и Создатель всяческих, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым, Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

2. Чин благословения завершения работы Круга (Сбора) войскового казачьего общества.

 

Тропарь, глас 4:

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих, на нас бывших, славяще Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю, Спасе наш, слава Тебе.

Господу помолимся.

Господи помилуй.

Молитва:

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Боже всякаго милосердия и щедрот, Егоже милость безмерна и человеколюбия неизследимая пучина! Ко Твоему величеству припадающе, со страхом и трепетом, яко раби недостойнии, благодарение Твоему благоутробию о Твоих благодеяниих, на рабех Твоих бывших, ныне смиренно приносяще, яко Господа, Владыку и Благодетеля, славим, хвалим, поем и величаем и, припадающе, паки благодарим. Твое безмерное и неизреченное милосердие смиренно моляще. Да якоже ныне моления рабов Твоих прияти и милостивно исполнити сподобил еси, и во предняя Церковь Твою Святую и град сей, от всякаго злаго обстояния избавляя и мир и безмятежие тем даруя, Тебе со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Единосущным Твоим Духом во Единем Существе славимому Богу, всегда благодарение приносити и преблагая глаголати и воспети сподобиши: Слава Тебе, Богу, Благодателю нашему, во веки веков.

Достойно есть.

Господи помилуй (трижды)

Благослови.

Отпуст.


Приложение

Рекомендуемый примерный сценарий проведения Круга (Сбора) войскового казачьего общества.

Выборные казаки и гости Круга (Сбора) находятся в зале.

Товарищ войскового атамана отдает команду: «Господа казаки, смирно!».

Атаман войскового казачьего общества входит в зал с насекой и булавой в руках и останавливается в центре зала лицом к товарищу войскового атамана.

Товарищ войскового атамана подходит к атаману войскового казачьего общества и докладывает: «Господин войсковой атаман! Атаманы и выборные казаки для проведения Круга (Сбора) войскового казачьего общества собраны. Товарищ войскового атамана (чин, Ф.И.О.)».

Атаман войскового казачьего общества приветствует участников Круга (Сбора):

«Здорово дневали (ночевали), господа казаки!» (либо иное традиционное приветствие).

Участники Круга (Сбора):

«Слава Богу, господин войсковой атаман!» (либо иное традиционное приветствие).

Атаман войскового казачьего общества занимает место в президиуме на сцене, складывает на приставной стол булаву и насеку.

Товарищ войскового атамана занимает место за трибуной для выступлений и отдает команду:

«Встать!»…«Под Государственный флаг Российской Федерации, флаг и знамя войскового казачьего общества: Смирно! Флаги и знамя внести!».

Знаменная группа вносит флаг Российской Федерации, флаг и знамя войскового казачьего общества и занимает место на сцене за президиумом.

Играет марш.

Товарищ войскового атамана обращается к войсковому священнику:

«Прошу войскового священника благословить начало работы Круга (Сбора). Казаки на молитву!».

Войсковой священник занимает устроенное для него место (c правой стороны от президиума поставляется аналой с иконой, Крестом и Евангелием), благословляет работу Круга (Сбора)

По окончании молитвы священник занимает отведенное заранее в президиуме место.

Товарищ войскового атамана обращается к совету стариков:

«Прошу членов совета стариков войскового казачьего общества занять свои места».

Совет стариков занимает отведенные места.

Товарищ войскового атамана обращается к гостям Круга (Сбора):

«Прошу (перечисляются Ф.И.О. и должности гостей и участников Круга (Сбора)) занять места в президиуме».

Перечисленные лица занимают места в президиуме, предварительно обозначенные табличками, согласно ранее составленной схеме рассадки.

 

Атаман войскового казачьего общества объявляет:

«Круг (Сбор) казаков войскового казачьего общества считать открытым».

Присутствующие встают.

Исполняется гимн Российской Федерации – звучит аудио запись или выступает хор.

Исполняется гимн войскового казачьего общества – звучит аудио запись или выступает хор.

Присутствующие занимают свои места.

 

Товарищ войскового атамана обращается к выборным казакам:

«Господа казаки! Предлагаю утвердить мандатную комиссию в составе: (чин, Ф.И.О.); (чин, Ф.И.О.); (чин, Ф.И.О.); (чин, Ф.И.О.), и назначить ее председателем (чин, Ф.И.О.)».

«За? Против?».

Выборные казаки голосуют.

Товарищ войскового атамана объявляет результаты голосования.

Товарищ войскового атамана обращается к выборным казакам:

«Господа казаки! Прошу утвердить счетную комиссию в составе: (чин, Ф.И.О.); (чин, Ф.И.О.); (чин, Ф.И.О.); (чин, Ф.И.О.), и назначить ее председателем (чин, Ф.И.О.)».

«За? Против?».

Выборные казаки голосуют.

Товарищ войскового атамана объявляет результаты голосования.

Товарищ войскового атамана обращается к выборным казакам:

«Господа казаки! Предлагаю утвердить редакционную комиссию Круга (Сбора) (далее - секретариат) в составе: (чин, Ф.И.О.); (чин, Ф.И.О.); (чин, Ф.И.О.); (чин, Ф.И.О.), и назначить ее председателем (чин, Ф.И.О.)».

«За? Против?».

Выборные казаки голосуют.

Товарищ войскового атамана объявляет результаты голосования.

Товарищ войскового атамана обращается к секретариату:

«Прошу секретариат Круга (Сбора) обеспечить ведение протокола».

Секретариат Круга (Сбора) занимает оборудованные для них места и начинает ведение протокола Круга (Сбора).

Товарищ войскового атамана обращается к выборным казакам:

«Господа казаки! Прошу утвердить войскового есаула (есаульца) (чин, Ф.И.О.)».

«За? Против?».

Выборные казаки голосуют.

Товарищ войскового атамана объявляет результаты голосования.

Товарищ войскового атамана занимает свое место в президиуме.

Войсковой есаул (есаулец) спрашивает разрешение говорить у совета стариков и благословление у войскового священника и, занимает место за трибуной для выступлений и обращается к выборным казакам:

«Господа казаки, благодарю за доверие! Прошу Круг (Сбор) соблюдать порядок и помнить казачьи традиции:

- перед выступлением спрашивать разрешение говорить у совета стариков и благословление у войскового священника;

- если с места встал войсковой священник или член совета стариков, то все соблюдают тишину и слушают, что говорит вставший;

- если войсковой есаул (есаулец) берет слово – то все соблюдают тишину и слушают, что говорит войсковой есаул (есаулец);

- нарушители порядка будут выдворяться с Круга (Сбора) службой приставов.

Приставами назначаю: (чин, Ф.И.О.); (чин, Ф.И.О.); (чин, Ф.И.О.)».

Войсковой есаул (есаулец) говорит:

«Приставы, приступить к осуществлению своих обязанностей».

После окончания речи войсковой есаул (есаулец) остается на сцене возле войскового священника или совета стариков, приставы расходятся по залу и следят за порядком.

Товарищ войскового атамана с места в президиуме обращается к выборным казакам:

«Господа казаки. Слово предоставляется председателю мандатной комиссии».

Председатель мандатной комиссии спрашивает разрешение говорить у совета стариков и благословление у войскового священника и занимает место за трибуной для выступлений:

«В соответствии с Уставом войскового казачьего общества на Круг (Сбор) были избраны ____ выборных казаков от ____ хуторских, станичных и городских казачьих обществ.

Прибыли и зарегистрировались:

________ выборных и казаков от ____ хуторских, станичных и городских казачьих обществ.

В соответствии с Уставом войскового казачьего общества кворум для принятия решений составляет ___.

Кворум есть (нет).

Круг (Сбор) правомочен решать любые вопросы о деятельности войскового казачьего общества».

После окончания выступления председатель мандатной комиссии  возвращается на свое место в зале.

Товарищ войскового атамана с места в президиуме обращается к выборным казакам:

«Прошу утвердить регламент работы Круга (Сбора):

- доклад – до __ минут;

- выступления кандидатов на выборные должности – до __ минут;

- прочие выступления – до __ минут;

- реплики, замечания, предложения – до __ минут.».

«Все вопросы по докладам или выступлениям просьба подавать в секретариат в письменном виде через помощников войскового есаула (есаульца). Предлагается утвердить повестку Круга (Сбора):

Первый вопрос: ______________.

Второй вопрос: ______________.

Третий вопрос: ______________.

За? Против?».

Выборные казаки голосуют

Председатель счетной комиссии с отведенного места объявляет результат голосования: «По итогам подсчета, повестка Круга (Сбора) – принята».

Товарищ войскового атамана с места в президиуме объявляет:

«Уважаемые казаки! Слово для приветственного выступления предоставляется …».

Гость Круга (Сбора) спрашивает разрешение говорить у совета стариков и благословление у войскового священника (по желанию). Занимает место за трибуной для выступлений, выступает с приветственным обращением и после выступления занимает свое  место.

Товарищ войскового атамана с места в президиуме объявляет:

«Слово для выступления предоставляется атаману войскового казачьего общества».

Атаман войскового казачьего общества спрашивает разрешение говорить у совета стариков и благословление у войскового священника, занимает место за трибуной для выступлений:

«Господа казаки, уважаемые выборные Круга
(Сбора)!…».

После окончания выступления занимает свое место в президиуме.

Товарищ войскового атамана с места в президиуме объявляет:

«Слово для выступления предоставляется председателю совета стариков о результатах деятельности за прошедший период».

Председатель совета стариков испрашивает благословление у войскового священника, занимает место за трибуной для выступлений:

«Господа казаки, уважаемые выборные Круга (Сбора)!...».

После окончания выступления занимает свое место.

Товарищ войскового атамана с места в президиуме объявляет:

«Слово для выступления предоставляется председателю контрольно-ревизионной комиссии о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности войскового казачьего общества».

Председатель контрольно-ревизионной комиссии спрашивает разрешение говорить у совета стариков и благословление у войскового священника, занимает место за трибуной для выступлений:

«Господа казаки, уважаемые выборные Круга (Сбора)!...».

После окончания выступления занимает свое место.

Товарищ войскового атамана с места в президиуме объявляет:

«Слово для выступления предоставляется председателю суда чести о результатах деятельности за прошедший период».

Председатель суда чести спрашивает разрешение говорить у совета стариков и благословление у войскового священника, занимает место за трибуной для выступлений:

«Господа казаки, уважаемые выборные Круга (Сбора)!...».

После окончания выступления занимает свое место.

Товарищ войскового атамана с места в президиуме объявляет:

«На представленные доклады поступили следующие вопросы (зачитывает). Прошу докладчиков занять место за трибуной для ответа на поставленные вопросы. Выборным казакам приготовится задать вопросы докладчикам.».

Атаман войскового казачьего общества, докладчики по очереди занимают место за трибуной для выступлений и отвечают на вопросы.

Товарищ войскового атамана с места в президиуме обращается к выборным казакам:

«Господа казаки, уважаемые выборные Круга (Сбора)! По итогам представленных докладов прошу голосовать для утверждения результатов работы войскового казачьего общества за прошедший период.

Прошу голосовать по докладу атамана войскового казачьего общества. «За? Против?».

Выборные казаки голосуют.

Председатель счетной комиссии с отведенного места объявляет результат голосования: «По итогам подсчета, доклады – утверждены/не утверждены».

Товарищ войскового атамана с места в президиуме обращается к выборным казакам:

«Господа казаки, уважаемые выборные Круга (Сбора)! Ставлю на голосование вопрос об объявление перерыва, либо о продолжении работы.

Прошу голосовать.

Объявить перерыв. За? Против?

Продолжить работу. За? Против?

Выборные казаки голосуют.

Председатель счетной комиссии с отведенного места объявляет результат голосования.

Товарищ войскового атамана с места в президиуме говорит: «Объявляется перерыв/продолжение работы».

Товарищ войскового атамана согласно списка заявленных докладчиков по повестке дня объявляет:

«Слово для выступления предоставляется…».

Докладчик спрашивает разрешение говорить у совета стариков и благословление у войскового священника, занимает место за трибуной для выступлений:

«Господа казаки, уважаемые выборные Круга (Сбора)!...».

После окончания выступления докладчики занимают свои места в зале.

Товарищ войскового атамана с места в президиуме говорит:

«На представленные доклады поступили следующие вопросы (зачитывает). Прошу докладчиков занять место за трибуной для ответа на поставленные вопросы. Выборным казакам приготовится задать вопросы докладчикам.».

Докладчики по очереди занимают место за трибуной для выступлений и отвечают на вопросы выборных казаков.

Товарищ войскового атамана с места в президиуме предлагает:

«Господа казаки, уважаемые выборные Круга (Сбора)! По итогам представленных докладов прошу голосовать для утверждения вопросов по выступлениям и по повестке Круга (Сбора)».

«Прошу голосовать по докладу…».

«За? Против?».

Выборные казаки голосуют.

Председатель счетной комиссии с отведенного места объявляет результат голосования: «По итогам подсчета, доклад(ы) – утверждаются/не утверждаются».

После окончания выступления занимает свое место в президиуме.

Войсковой священник читает молитву и благословляет окончание работы Круга (Сбора).

Атаман войскового казачьего общества с места в президиуме объявляет:

«Круг (Сбор) войскового казачьего общества объявляю закрытым!».

Присутствующие встают.

Исполняется гимн Российской Федерации – звучит аудио запись или выступает хор.

Исполняется гимн войскового казачьего общества – звучит аудио запись или выступает хор.

Товарищ войскового атамана отдает команду:

«Под Государственный флаг Российской Федерации, флаг и знамя войскового казачьего общества: Смирно! Флаги и знамя вынести!».

Знаменная группа выносит флаг Российской Федерации, флаг и знамя войскового казачьего общества.

Играет марш.

Выборные казаки и гости Круга (Сбора) организованно покидают зал.