Казаки в кино

Истоки российского кинематографа тесно связаны с казачеством, что в очередной раз доказывает новаторский, творческий и пассионарный характер казаков. И это — не слова, а исторические факты.

 

Во-первых, пионер российского кино Александр Ханжонков — потомственный казак, подхорунжий 1-го Донского казачьего полка. Первую российскую кинокомпанию он создал в 1906 году на деньги, полученные в качестве пенсии (хороша была пенсия у отставных казаков!). Во-вторых, первый российский фильм (не считая хроники царской коронации на Ходынском поле) назывался "Джигитовка казаков первого Оренбургского казачьего полка". Эта лента Александра Федорецкого, пионера русского кинематографа, была показана осенью 1896 года, через год после парижской премьеры "Прибывающего поезда" братьев Люмьер. К слову, это был еще и первый в мире трюковый фильм. В третьих, первые в России художественные или, как это принято говорить среди профессионалов, игровые фильмы, были посвящены казакам! Это "Понизовая вольница" о волжском казаке Степане Разине и "Донские казаки" Александр Дранкова, пионера российского кино и колоритнейшей фигуры столичного света. Обе премьеры состоялись осенью 1908 году. С тех пор казачество часто вдохновляет кинематографистов в России и других странах мира.

 

Андрей Ильин

 

«Понизовая вольница» (1908)

«Из новинок за прошлую неделю отметим картину «Стенька Разин».

В техническом отношении она исполнена прекрасно. Видно, что Дранков в совершенстве постиг дело фотографирования; жаль только, что лента коротка, — сюжета хватило бы на несколько сот метров. Прекрасно снят вид на Волгу и флотилию лодок с разбойниками;

очень интересна картина в лесу, а также и последний момент, когда Стенька бросает княжну в Волгу», — писал «Вестник кинематографов в Санкт-Петербурге», (1908, № 1). По словам самого Дранкова, вдохновением для съемок фильма послужила известная песня Д. Садовникова «Из-за острова на стрежень».

kino0001

 

«Кубанские казаки» (1949)

 

Идея создания картины, в основе сюжета которой лежала бы сельская ярмарка, пришла к режиссеру Ивану Пырьеву после работы над фильмом «Сказание о земле Сибирской». В феврале 1949 года на киностудии «Мосфильм» был одобрен сценарий Николая Погодина с рабочим названием «Веселая ярмарка». Съемки картины прошли в совхозе-миллионере «Кубань». Декорации ярмарки, которая не проводилась в совхозе, пришлось строить с нуля. Сталину приписывают фразу, сказанную им после первого просмотра: «А все-таки неплохо у нас обстоит с сельским хозяйством». Он же и дал фильму название — «Кубанские казаки». Особой известностью пользовались песни из фильма, которые обрели всенародную популярность.

kino0002

 

«Тихий Дон» (1958)

 

Первый «Тихий Дон» был немым — в 1931 году режиссеры Ольга Преображенская и Иван Правов сняли кинофильм о любви замужней казачки Аксиньи и лихого Гришки Мелехова. Выбор из многочисленных сюжетных линий романа только одной — любовной — для того времени понятен. После выхода фильма в прокат Преображенскую и Правова изгнали из Ассоциации работников революционной кинематографии с формулировкой «за потакание мелкобуржуазным вкусам классово чуждых зрителей». В картине увидели только лишь «любование бытом казачества», что само по себе было политической крамолой. Сейчас именно эти ее качества критики и относят к достоинствам ленты. Совсем иначе задумывал свой фильм второй экранизатор «Тихого Дона» Сергей Герасимов (фильм снят в 1955-1958 годах). Для него это была история о переломном времени, причинах революционной смуты. Казаки показаны в ситуации, когда им необходимо сделать выбор между сторонниками и противниками революции.

kino0003

Герасимов вспоминал, как власти отказывали ему в разрешении съемок фильма, которого он добивался с 1939 года: «Мне было сказано, что едва ли имеет смысл экранизировать роман, который при всех своих достоинствах выводит на первый план судьбу Григория Мелехова, человека без дороги, по сути, обреченного историей». Фильм был одобрен руководством страны и критикой, в прокате 1958 года он собрал 47 миллионов зрителей, заняв первое место. Картина была удостоена приза «Хрустальный глобус» на Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1958 году. В том же году на Международном смотре фестивальных фильмов в Мексике лента получила диплом за эпическую высокохудожественную форму выражения народной трагедии и за прекрасный

артистический ансамбль. Однако Михаилу Шолохову экранизация не понравилась, как рассказывал впоследствии режиссер Сергей Бондарчук. По его словам, писатель мечтал

о другом прочтении романа. В 1975 году Бондарчук решил предложить зрителю свою версию самой, пожалуй, знаменитой саги о казачестве.

 

«Даурия» (1971)

Трагический фильм Виктора Трегубовича, так не похожий на многие советские пропагандистские картины, рассказывает о драме гражданской войны и разделении казачества на красное и белое. Молодой казак Роман Улыбин (Виталий Соломин) просит отца нанять сваху, пока не увели его любимую Дашутку. Но у отца денег нет, и на глазах у Романа девушку отдают замуж за богатого купеческого сына. В отчаянии Роман мажет дегтем ворота дома невесты, но получает суровое наказание от отца, а вскоре начинается свадьба, и народ гуляет за счет богатого купца, забыв про Романа. А после чужой свадьбы Роман взрослеет и замечает, что мир вокруг изменился. Мать переживает, сын обозлен на отца. Но традиционная жизнь продолжается: надо косить, убирать, работать на земле и помогать родителям.Все круто изменила война и революция. Народ разделился на красных и белых. Роман стал красным командиром, веря, что он сражается за равенство и социальную справедливость. Но, пока он воюет вдали от дома, в его родной станице уже разрушен традиционный порядок, избит и плачет атаман, приходят боль и страдания, разруха и смерть, ломаются судьбы. Отец Романа погибает на глазах у всей казачьей станицы, так и не успев помириться с сыном. Роман, бравый командир на коне, возвращается в родную станицу и видит, как убитая горем мать оплакивает мертвого отца.

kino0004

«Тарас Бульба»

 

ировой кинематограф не остался равнодушным к теме казачества, особенно тронула мировую общественность гоголевская повесть «Тарас Бульба», которая была экранизирована семь раз. В России первый фильм, немой, вышел в 1909 году, последний сто лет спустя, в 2009‑м, снял режиссер Владимир Бортко. В 1924 году вышел немецкий фильм по повести, снятый русским режиссером Алексеем Грановским. Декорации к этой картины сделаны Андреем Андреевым, русским эмигрантом и одним из самых влиятельных декораторов мирового кино XX века (впооследствии работал над кинолентами «Анна Каренина», «Анастасия»). В 1936 вышла французская кинолента, в 1963‑м — итальянская, в 1987‑му —чешская. Лучшая экранизация сделана режиссером Ли Томпсоном в 1962 году. Внимание западной публики к этому произведению привлек Эрнест Хэмингуей, которые еще в двадцатых назвал «Тарас Бульба» в числе десяти лучших литературных произведений всех времен и народов. В фильме роль Андрия исполнил знаменитый актер Юл Бриннер (урожденный Юлий Борисович Бринер), один из популярнейших актеров 1960‑х. Съемки фильма проходили в Калифорнии, Аргентине (где степи, по мнению Томпсона, похожи на украинские) и Югославии, где доснимали сцены деревенской жизни. Пожалуй, эта экранизация оказала самое значительное влияние на формирование образа казака в Европе и Америке.

kino0005

 

«Казаки» (1928)

Романтическая трактовка казачьей жизни по произведению Льва Толстого «Казаки» снята в Голливуде в 1928 году. Эта замечательная иллюстрация к тому, как представляют себе жизнь удалого казака в остальном мире. Картины жизни казачества, снятые иностранными режиссерами, могут показаться порой лубочными и наивными, однако взгляд людей, лишенных стереотипов, всегда интересен.

kino0006 kino0007