Покров казачий

Покров, Покровское, Покровский… – какое огромное количество деревень, сел и городов России названо в честь этого великого праздника, отмечаемого 1 (14) октября! Имя его вошло в жизнь каждого русского человека.

 

Начало празднику положило случившееся в царствование императора Византии Льва VI Мудрого чудо, описание которого сохранилось в житии св. Андрея Константинопольского. В житии рассказывается, что во время вторжения войска сарацин святой Андрей вместе с учеником Епифанием молились в храме, и вдруг раскрылся над ними свод храма, и святой Андрей увидел Пресвятую Деву, окруженную множеством ангелов и святых.. «Видишь ли ты Царицу?» — спросил Андрей ученика, не веря  глазам своим. «Вижу, отче святый…» — ответил восхищенный Епифаний. Они видели, как, преклонив колени, молилась Богоматерь за всех христиан мира и, сняв Покров со Своей головы, распростерла его над молящимися.  В ту ночь, когда простерла Она Свой Покров, сарацины бежали от стен Константинополя.

pokrov

Князь Андрей Боголюбский утвердил на Руси праздник Покрова Богородицы в 1160-х годах, тем самым «оформив» идею о небесном покровительстве Божией Матери над землей Русской.  В России храмы в честь Покрова Божией Матери начали возводиться в XII веке. Один из самых известных стал храм Покрова на Нерли, построенный  князем Андреем Боголюбским в память о старшем сыне Изяславе, умершем от ран после похода в Волжскую Булгарию. Этот храм порой называют «белым лебедем» русского зодчества.

Явление Покрова Пресвятой Богородицы связано с одной из самых ярких и героических страниц в истории казачества. Весной 1637 года казаки во главе с атаманом Михаилом Татариновым осадили турецкую крепость Азов и после двухмесячной осады взяли ее штурмом. Летом 1641 года армия турок и союзников подошла к Азову, чтобы вернуть крепость. Казаки отбили двадцать четыре приступа превосходящих османских сил. В самый драматичный момент «Азовского сидения» перед казаками явился образ «жены прекрасной в багряной ризе». Видение истолковали как знак того, что казаки находятся под покровительством самой Божией Матери. И именно в преддверии праздника Покрова турецкая армия сняла осаду и ушла от Азова.

Эта героическая история удивительно напоминает нам сюжет из жития Андрея Константинопольского о том, как Покров Богородицы, простертый над молящимися, помог отвести от Константинополя угрозу вражеского войска.

Казачий поэт Николай Туроверов писал:

И на ранней заре, средь тумана,

Как молитва звучали слова:

За Христа, за святого Ивана,

За казачий престол Покрова…

За свободу родную, как ветер,

За простую степную любовь,

И за всех православных на свете,

И за свой прародительский кров.

Со времен «Азовского сидения» казаки особенно чтят праздник Покрова.

На Покров очень часто выпадал первый снег, поэтому в народном сознании праздник Покрова Богородицы связывался со снежным покровом земли – возникло как бы второе понимание сути названия. Третье же толкование связано с родственностью покрова (платка) и фаты, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда, а сам день Покрова стал  на Руси днем свадеб, отсюда выражение:  «Придет Покров, девке голову покроет».

К Покрову завершалась уборка хлеба, увозились последние снопы и складывались в риге или овине, заканчивалась уборка овощей с огородов.  В этот день принято было ставить скотину на двор на всю зиму до Егорьева дня.  На Руси праздник Покрова  связывали с началом зимы, отсюда происходят такие поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима».

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы просим у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

 

Татьяна Ермакова