Богоматерь-Путеводительница. Заступница Руси и святыня донского казачества

В минувшем 2010 году день Донской иконы Божией Матери - 1 сентября - впервые отмечался как главный праздник российского казачества, чья история тесно связана с этим самым почитаемым на Руси образом. Можно с уверенностью говорить о возвращении святыни, о том, что Донская Путеводительница снова заняла свое освященное столетиями место в жизни страны.

 

Когда точно был написан образ Донской Божьей Матери не знает никто: исследователи расходятся во мнениях. Некоторые считают, что икона была написана исконописцем Феофаном Греком одновременно с росписью Коломенского Успенского собора в 1392 году. Другие полагают, что образ немного моложе и был создан в конце 1390-х годов для Благовещенского собора Московского Кремле. Мало того, есть версия, что мы имеем дело со списком с утерянной иконы из коломенского Успенского собора. По третьей версии Донская икона вполне могла быть заказана в 1395 году митрополитом Киприаном сразу после отхода войск Тамерлана от Москвы.

Казачий дар

Есть, впрочем, и официальная, летописная версия. Согласно «Гребенской летописи», икона была преподнесена Великому князю Дмитрию донскими казаками. «Там, в верховьях Дона, – говорится в летописи, – народ христианский воинского чина, зовоми казаци, в радости сретающе его (Димитрия) со святыми иконами и с кресты поздравляюще ему об избавлении своем от супостатов и приносяще ему дары от своих сокровищ, иже имеху у себя чудотворные иконы в церквах своих». Этот самый «народ христианский воинского чина» и преподнес святой образ князю Дмитрию, буквально чуть позже получившему имя Донской, практически перед самой битвой с ханом Мамаем на Куликовом поле.

di0002

О.Кипренский. "Дмитрий Донской на Куликовом поле". 1805 год

В честь победы в этом сражении на поле между Непрядвой и Доном, в битве, положившей начало Российской государственности, икона была названа Донской. Празднуя победу и благодаря Богоматерь-Заступницу, великий князь торжественно принес образ с собой в Москву. С этого времени Донская икона Божьей Матери почитается православными России, как чудодейственная защитница Отечества. В течение шести веков молились перед ней наши предки в периоды вражеских нашествий и в моменты наибольших испытаний.

Икона Грозного Ивана

Во время Ливонской войны Донская икона покинула столицу, чтобы сопровождать православное воинство. В Полоцкий поход 1563 г. Иоанн IV взял с собой «непобедимую воеводу чудотворную икону пречистые Богородици, сиречь Донскую, преже того стояла в соборном храме Успения пречистые на Коломне». Перед походом на Казань он тоже молился перед этим образом, а потом, после победы, велел перенести его в Кремль, в Благовещенский собор.

При перенесении Донской иконы в Москву Иван Грозный повелел сделать с нее два списка, которые он затем отправил в Коломенские монастыри.

Немного позже для Успенского собора был сделан тот список, который сохранился до настоящего времени. От всех остальных он отличался белым фоном, в конце 16-го века икона была оправлена окладом при епископе Давиде Коломенском.

В царствование благоверного царя и великого князя Феодора Иоанновича чудотворному образу вновь пришлось покинуть Москву: когда в 1591 году крымский хан Казы-Гирей, внезапно напав на владения Московского государства, подступил к самой Москве, царь, взяв с собой икону Пресвятой Богородицы, вышел со своим войском и расположился на том месте, где после был отстроен Донской монастырь.

После изгнания войск Казы-Гирея, с иконы, находившейся на поле боя, был сделан еще один список. Он занял свое место в Донском монастыре, отстроенном на месте походной церкви. В 1668 году дополнительно для Малого собора Донской обители список иконы сделал иконописец Симон Ушаков.

Походы, походы, походы…

После обновления монастыря, в период правления царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, обитель становится местом царского богомолья, и сюда 19 августа (1 сентября по новому стилю) совершается ежегодный крестный ход.

Донская икона

"Донская икона"

В XVII веке Донская икона оставалась особо чтимой святыней, к ней, как к главной заступнице от «неверных», обращались при возникновении опасности вражеского нашествия. В 1646 году, во время нападения крымских татар на южнорусские земли, царь Алексей Михайлович, подобно Феодору Иоанновичу, молился перед святым образом и нападение «агарян» было отбито. Потом икона сопровождала в Крымском походе Василия Голицына. Правда, ему она победы не принесла. Хотя с другой стороны, сам князь вернулся живым и невредимым, так что может и оберегла его Заступница?

В царствование же Петра I именно участию Донского образа Богородицы приписывали успех при взятии Азова. Может быть к самой войсковой операции икона отношения и не имела, но одно своего рода чудо с ней связано: Петр Алексеевич, столь прохладно относившийся к православным традициям, что старообрядцы даже называли его антихристом, молился перед образом, прося Богоматерь о заступничестве.

Трудная судьба царской святыни

Примерно в это время икона была оправлена в новый оклад с драгоценными камнями. Один список камней и украшений занимал несколько листов. Были среди них «венцы с жемчужной обнизью, украшенные изумрудами, сапфирами, альмандинами… 2 золотые звезды с крупными драгоценными камнями и жемчугом на золотых резных «оплечках»; сапфировые серьги». На полях оклада размещались золотые пластины с выполненными чернью изображениями 12 Господских и Богородичных праздников, перемежающиеся крупными самоцветами. К образу были приложены 2 жемчужных очелья, 2 золотые цаты - вязаная и сканая - и 2 «ожерелья». К серебряной вызолоченной гладкой «доске», украшенной «яхонтом лазоревым да изумрудом» и обнизанной по краям жемчугом, были прикреплены 5 золотых наперсных крестов с камнями и жемчугом, 13 панагий. Одна из панагий содержала «часть Животворящего Древа Господня», другие кресты и панагии — святые мощи. Пожалуй, по числу мощевиков и украшений это была одна из самых пышных икон в Москве. Правда, до наших дней все это великолепие не дошло, - в 1812 году икону «раздел» безымянный наполеоновский солдат. Но сама икона уцелела. Правда, на этом злоключения чудотворного образа не закончились: после Октябрьской революции она лишилась и серебряной ризы, сохранились лишь отдельные детали украшений.

Нам есть о чем молиться!

Сегодня икона Донской Божьей Матери находится в государственной Третьяковской галерее. Ежегодно 1 сентября в день празднования иконы её доставляют в Донской монастырь для праздничного богослужения.

Обращаясь ко всем участникам праздника российского казачества, Святейший  Патриарх Московский и всея Руси  Кирилл сказал: «И сегодня нам есть о чем молиться перед  Донской иконой Божией Матери – о сохранении веры, нравственной чистоты, целеустремленности, мужества, духовной силы нашего народа. И чтобы, несмотря на все те разделения, которые были проведены в истории по телу единой святой Руси, мы всегда оставались духовно едиными, сплоченными, солидарными, способными поддерживать друг друга и защищать свои общие духовные интересы».

 

Антон Алексеев

di0003

Андрей Лях. "Казачья церковь"