Казачья справа

Отмечаемая всеми историками как основная особенность ка­зачьих войск «справа», то есть снаряжение за свой счет, на самом деле для казака имела не только экономический смысл , но несла и более глу­бокое философское содержание.

В понимании наших предков «справа» — это не просто набор необходимых для службы вещей, но и особый, часто мистический, ритуальный смысл, которым казак наделял шапку, шашку, мундир и т. д. «Справа» - это не только военная форменная одежда, конь и оружие, это в широком смысле вообще национальный костюм, а еще шире — казачья нравственность, бытовой и хозяйственный уклад, весь комплекс предметов и обычаев, окружавших казака.

Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить. Это связано не только с огромными для простого человека материальными за­тратами на амуницию и вооружение, но и с тем, что казак вживался в новый для него мир предметов, идей и понятий, в новый мир, окружавший мужчину-воина.

Обыкновенно отец говорил ему:

—        Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом — я боле перед Богом за тебя не ответчик!

Как правило, это означало, что отец обучил сына и ремеслу, и всему, что необходимо знать хозяину, главе будущей семьи, члену станичного казачьего общества, а не только собрал необходимую амуницию и вооружение, и сын понимал, что больше не вправе что-то требовать от отца. Мера отмерена ему полностью.

Поэтому рассказ о казачьей справе нужно начинать не с рас­сказа о вещах, а с объяснения внутреннего смысла, который в каждое понятие и предмет вкладывается.

Важнейшим и первым было понятие «исправности».

«Казак обязан быть исправен». В такую формулу наши предки вкладывали очень широкий смысл. Это ясность души, чет­кость мировоззрения, верность в слове и деле, физическое здо­ровье и опрятность во внешнем облике. Особую часть понятия «исправность» составляли постоянная боевая готовность, разумеется, строевой, крепкий и здоровый конь( на нем никогда не пахали, не возили грузы, он «сберегался в теле» и постоянно, ежедневно по несколько часов «работался» только для войны).  И, конечно же, крепкое хозяйство, хотя об этом говорилось в последнюю очередь.

Казак мог быть беден, но не мог быть неисправен. Это также немыслимо, как неопрятный казак. Внешнее проявление исправности – уставной порядок в одежде, здоровье и, как следствие, веселый дух. В любых условиях тща­тельно соблюдались правила личной гигиены. На службе казак еженедельно ходил в баню, менял нательное белье, сам стирал, ежедневно мыл ноги, умывался, брился, подшивался – менял ежедневно подворотничок гимнастерки и т.п.

Старшие по званию могли в любой момент, даже в мирное время, приказать строевому казаку раздеться, показать чистоту тела и «исподнего». Это связано не только с требованиями войны — пренебрежение личной гигиеной вело к потере боевых качеств: потертости ног, опрелостям, распространению болезней,- но и с выс­шим духовным смыслом. Постоянное поддержание себя «в форме», как бы сейчас сказали, заставляло казака всегда помнить о той цели, ради которой он пришел в этот мир — служении Богу через служение своему Отечеству и Народу - ОРУЖИЕМ.

В каждом войске существовали свои правила гигиены, приспо­собленные к местным условиям. Зимой, за неимением воды, казак ежедневно обтирался снегом по пояс. В пустынях, где не было воды, казаки каждые три дня на походе прожаривали одежду на солнце, зимой над костром, при отсутствии воды устраивали «сухую баню» — валялись в мелком песке обнаженные и обтирались су­конкой на ветру. (Вероятно, способ, восходящий к античным временам, каким пользовались древние греки, и до сих пор владеют жители пустыни).Брились даже в условиях окопной войны. При отсутствии мыла и горячей воды брились «свинячьим способом» — отросшая на щеках щетина подпаливалась и стиралась мокрым полотенцем.

Но это касалось только молодых и неженатых казаков и каза­ков гвардии, которые носили только усы. Женатые казаки носили, как правило, бороду. Борода тщательно подстригалась и подбри­валась. Особый фасон казачьей бороды обуславливался способом бритья. Казаки брились шашкой. Шашка подвешивалась за темляк, и казак брился лезвием у боевого конца. Поэтому бритыми были три плоскости: щеки и шея под подбородком. Так брились до XVII века и позже, когда «опасная бритва» стала входить в обя­зательный набор казачьего снаряжения, фасон бороды сохранился.

 

Борис Алмазов