Засапожный символ власти

Казачья нагайка в традициях и в бою

 

Ланиты, витень, обоймица, долонь… Нет, это не уменьшительно-ласкательная устаревшая лексика, а названия деталей нагайки. Старинного оружия, имевшего множество разновидностей и типов: нагайка с ножом в черене, плетка со «шлепком» для смягчения удара и знаменитый «волкобой» с зашитой в кончик пулькой. Впрочем, это не только оружие. Нагайка – честь и гордость настоящего казака, символ мужества и мастерства. Символ власти старшего.

 

Существует несколько версий возникновения нагайки. Одна из них связывает казачью плетку с именем хана Нагаея, а точнее с целым кочевым народом, названным в его честь. Ногайцы, как и все кочевые народы  юркско-монгольского корня, были скотоводами и страстными лошадниками, а потому - пользовались плетками. У многих тюркских народов такая плеть называлась «камча». Существует и другая версия, которая основывается на исторически сложившемся изменении способа ношения плети: не на поясе, кисти, локте и т.п., а за голенищем обуви, «у ноги». Здесь уместно провести параллель со словом «нож» - ножной меч небольших размеров у древних славян, который также носили за голенищем.

Скифское наследство

Если верить археологам, раньше всех на Дону плетями обзавелись скифы, - еще в VI – IV вв. до нашей эры. По крайней мере, римский историк Геродот упоминает о сражении, где кнуты сыграли решающую роль. По его словам, скифы, вернувшись из очередного военного похода, увидели, что за время их отсутствия у оставленных жен родилось от рабов и даже успело вырасти целое поколение детей. Мало того, дети рабов чувствовали себя полновластными хозяевами в покинутых скифами стойбищах и признавать главенства вернувшихся не желали. Чтобы показать юнцам свое превосходство, скифы  использовали в бою против них только плети, одержав при этом полную победу над вооруженным противником.

Впрочем, боевая плеть, или, как ее назвали в старину, шелопуга, была серьезным оружием. На конце толстого кнутовища, сплетенного, как правило, в двадцать косичек, закреплялся кусочек металла. Результатом применения шелопуги были серьезные проникающие ранения. С возникновением огнестрельного оружия боевые плети постепенно трансформировались уже в те нагайки, о которых у нас и пойдет речь.

Жизни хитросплетение

Для чего нужна плетка казаку? В степи – для коня, на работе – для подчиненных, работающих с ленцой, а в старые времена – и для воспитания домочадцев. Казалось бы, просто плетка, несколько кусочков кожи, сплетенных меж собой. Однако в каждом таком сплетении – целая жизнь, с ее радостями и печалями, миром и войной. Вспомните строки Александра Пушкина:

Был и я среди донцов,
Гнал и я османов шайку;
В память битвы и шатров
Я домой привез нагайку.

Во все времена получить нагайку в подарок  считалось особой честью. Дарилась она на свадьбе зятю тестем. Интересно, что в некоторых станицах нагайку разрешалось носить только женатым казакам. В курене у нагайки было свое, почетное место: ей полагалось висеть на левом косяке  двери в спальню.

nag0001

До сих пор существует старинный обычай, когда в знак  покорности  или особого уважения  нагайку бросали на порог к ногам входящего в дом гостя. Гость был обязан нагайку поднять, а радушного хозяина расцеловать. Если входящий переступал через нагайку – жди беды. Это означало, что гость затаил обиду на хозяина,  провинившийся не прощен, а покорность его не угодна.

Символ власти и достоинства

По традиции нагайка для казака – символ власти и достоинства, знак Есаульца и Приставов на Кругу. Вообще же она должна быть у каждого, от рядового казака до генерала. Носили нагайку на плечевом ремне, при шашке – на поясном ремне справа, без шашки – так же на ремне, но слева. Кроме того, нагайка считалась обязательным боевым украшением парадной формы казака. В сражениях, как правило, использовалась в силу поломки основного оружия. Однако, казак, хорошо владеющий нагайкой, мог не только скинуть противника с лошади, но и нанести ему ряд серьезных ранений или, к примеру, выбить из рук клинок.

nag0002

Обучение технике владения нагайкой начиналось, когда казачонку исполнялось 8 лет. В этом же возрасте мальчиков переселяли в мужскую половину куреня и приглашали на «беседы» в Казачий Круг. Сначала казачонок учился работать с одной нагайкой, вращая ее вокруг себя в разных направлениях и плоскостях. При выполнении упражнений  делался акцент на том, что глаза должны быть широко открыты (это позволяет четко видеть саму нагайку,  и дает обзор), кроме того, при выполнении упражнений на скорость говорилось, что щеки при разворотах должны хлопать как парус на ветру.

Следующий этап обучения – работа с «загруженной» нагайкой (при этом вес «хлопунца» на кончике колебался от 20 до 50гр.) Казачата раскручивали нагайку, стараясь не ударить себя самих. После того как упражнения с одной нагайкой были усвоены, переходили на две и увеличивали вес хлопунцов. К 12 годам казачонок умел владеть нагайкой виртуозно.

Донская или кубанская?

Сегодня в обиходе приняты два основных исторических типа нагаек —  кубанский и донской. Главное различие между ними в длине рукояток и способах крепления плетей. У кубанской нагайки рукоятка небольшая  - всего 15-20см, при этом она заплетена в кожу и плавно переходит в плеть. Соотношение длины руко­ятки и плети составляет примерно 1:3. У донской, напротив, рукоятка длиннее – 30-40см, длина плети 45-55см.

Эти различия предполагают и разные техники применения их в бою. Кубанская нагайка хороша при нанесении щелчковых ударов, в донском типе нагайки подобные удары невозможны в принципе. Но донская нагайка в свою очередь «выигрывает» в технике, которая основывается на горизонтальном вращении плети вокруг неподвижной рукоятки.

nag0003

А в остальном конструкция примерно одна: оплетенный кожей ствол – «хват», «шалыга» или оголовок металлическая оковка конца рукоятки – «ударник» для ближнего боя, «обоймица», объединявшая в себе темляк и «завод» - петлю, удерживающую плеть в походном состоянии, «зацеп» - металлическое кольцо, соединяющее рукоять с плетью, «витень» – срединный шнур плети и «сарвень» – его оплетка. А на конце, разумеется, «шлепок» - небольшой кожаный мешочек, являющийся окончанием бьющей части плети. Как правило, в него закладывался груз для усиления удара. Есть, конечно, и частности: например, в обоймицу мог вкладываться небольшой нож.

К слову сказать, в древности нагайка имела две плетки. Одна использовалась для управления конем, другая  - в бою. Таким образом, та плеть, которая не нужна была в данный момент, убиралась в завод, а нужная оставалась свободной.

Во все времена нагайка была не только знаком казачьего достоинства, но и своего рода табельным оружием. Согласно Указу Государя Императора Александра III от 24 августа 1885 г., «нагайка общего казачьего образца должна составлять принадлежность каждого казака от генерала до простого казака». Сегодня, с возрождением служилого «реестрового» казачества, с возрождением незаслуженно забытых традиций, это старинное оружие снова возвращается в обиход. И правда, какой казак без шашки и нагайки?

 

Светлана Ивченко

 

Изящество молнии

В наши дни искусство изготовления нагаек возрождается. Но нагайка – не просто вид холодного оружия, это символ казачества, символ продолжения рода. Поэтому и подходить к ее изготовлению нужно с особым чувством. Приемы обработки кожи, техника плетения – все это передавалось из поколения в поколение. Делались нагайки из сыромятной кожи. Причем кожа должна быть все время во влажном состоянии после выделки, потому так и называется. Вот как описывает технику изготовления нагайки потомственный казак  Анатолий Герасименко:

«Материалом служила говяжья кожа, обязательно сыромятная. Лоскут кожи распускался на 4 полосы — сверху вниз, постепенно становясь тоньше. Если кожа твердая, то ее раскатывали ногами, дабы придать необходимую мягкость. Процесс изготовления начинали с ручки, в которую вставлялся конский волос или деревянная палочка, которая постепенно оплеталась нарезанными ремешками, в основание ручки обязательно выводилась петля поддержки — темляк. Далее различными способами плетения плели сервень, в который также вплетался конский волос, на конце делался кожаный карманчик, в который по традиции вшивалась пуля или другой груз. В конце ручка отделывалась бахромой и украшалась различными элементами».

Свои секреты и правила плетения были в каждой станице, у каждого мастера. На Дону нагайку даже называли «длань» - продолжение руки, также сравнивали с молнией.  Зачастую в рукоять нагайки укладывалась специальная ладанка, в которой хранилась горсть земли из родной станицы. А  в старину в ладанку клали еще и кости разных животных. Свято верили казаки, что ладанка и в бою защитит, и в миру поможет. Верной спутницей-подругой была нагайка для казака, когда же казак умирал, рук ему никогда не скрещивали, укладывали по швам, по левую руку клали шашку,  по правую – нагайку и уздечку.

 

«Здаровацца» или не стоит?

Для того чтобы в совершенстве овладеть традиционным казачьим оружием, чтобы нагайка или шашка стала продолжением руки казака, в обучении и тренировочных боях использовались элементы народных танцев и игр. Такая техника со временем получила яркое название – «здаровацца». Основным действием этой техники являлось шуточное рукопожатие-приветствие.  Традиционно в технике «здаровацца» использовались восемь ударов. Наносились они двумя руками на двух уровнях: на уровне щек и на уровне почек. При этом траектория таких ударов в точности повторяла удар холодным оружием или нагайкой.