Казачья слава - в бронзе и граните

Образ казака, храброго воина, истинного защитника Руси и веры Православной, так и просится быть увековеченным в поэтической строке или в бронзовом изваянии. Поэтому не удивительно, что в России и странах «ближнего зарубежья» установлено немало памятников, посвященных подвигам казаков.

 

 

Основатели и защитники

Больше всего памятников посвящено казакам-основателям. Например, один из старейших монументов казакам был задуман в Екатеринодаре (ныне Краснодар) еще в 1892 году. Его центральной фигурой должна была стать императрица Екатерина Великая, благодаря которой и появился этот город – именно она пожаловала казакам земли Кубани. По задумке скульптора, императрицу сопровождают князь Потемкин и шесть казаков. На проектирование и сооружение монумента ушло 15 лет – открыли его лишь в 1907 году. А уже в 1920-м демонтировали – по «революционным соображениям». Да и самому городу дали другое имя – Краснодар. В 2006 году монумент Екатерины с казаками вернули на прежнее место - в Екатерининский сквер у здания Законодательного собрания Краснодарского края. Бронзовую группу воссоздали в точности по чертежам и эскизам скульптора Михаила Микешина – автора композиции.

Вообще кубанцы хорошо помнят, откуда пошла их земля – и памятников, посвященных щедрости Екатерины, здесь достаточно. В 2005 году в Краснодаре – напротив здания краевой администрации – появился новый памятник казакам-основателям земли Кубанской. Его автор - скульптор Александр Аполлонов. Он задумал свой монумент как собирательный образ казака-первопроходца, защитника и просветителя. Историческим прототипом стал войсковой судья Антон Головатый, инициатор переселения Казаков на кубанские земли.

В конце прошлого года число «казачьих» монументов пополнилось еще одним. Бронзовая скульптура казака в память основателей Новокубанска (Краснодарский край), была открыта в этом городе, который ранее носил имя «станица Кубанская». Торжества были приурочены к празднованию 150-летия основания Кубанского казачьего войска.

pk0005

Открытие памятника Кубанскому казачеству

Все памятники так или иначе прославляют казачье мужество, храбрость, удаль и отвагу. Особенно те, что связаны с их воинскими заслугами. Такие монументы во множестве есть и на Дону (например, в 1905 году была увековечена память о казаках Верхне-Кундрюченского юрта Первого Донского округа области Войска Донского принимавших участие в Русско-Японской войне 1904–1905 гг.), и на Хопре (в 1993-м в Кумылженском районе Волгоградской области был установлен памятный знак «Славному донскому казачеству от благодарных потомков Хоперского округа»), и на Украине (скажем, в прошлом году на территории Свято-Христо-Рождественского собора в Северодонецке, Луганская область, открылся памятник казакам, которые погибли, освобождая украинские земли от захватчиков), и в Московской области (в 2006 году в деревне Федюково Волоколамского района был открыт обелиск армавирским казакам). Всех не перечислить.

Даже в Петропавловске стоит мемориальный камень в честь казаков-первопроходцев. Ведь именно казаки стали первыми исследователями этих земель. В 1697 году отряд из пятидесяти пяти казаков во главе с атаманом Владимиром Атласовым отправился покорять Камчатку. В знак присоединения «Северной землицы Камчатки» к России в устье реки Крестовой, недалеко от города Ключи, установлен деревянный крест с надписью о путешествии Атласова.По проторенной дорожке на Камчатку, Дальний Восток и Аляску потянулись и другие казаки. Они не только принесли цивилизацию на эти земли, но и активно принимали участие в обороне отдаленных территорий России. В частности, во время обороны Петропавловска от англо-французских войск в 1854 году, в русско-японской войне 1904-1905 годов. Здесь пригодились такие качества казаков, как меткость в стрельбе, умение ориентироваться на местности, выносливость, привычка к походной жизни. Благодаря этому в условиях партизанской войны казаки превратились в грозную силу для японцев.

 

Как живые

 

Есть среди множества кубанских и донских памятников и те, в образе которых переплетаются реальная история и художественный вымысел. Например, два года назад в Краснодаре открыли памятник по мотивам картины Ильи Репина «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану». А в станице Вешенская, на родине писателя Михаила Шолохова, установлен памятник героям его «Тихого Дона» - Григорию и Аксинье.

pk0004

 Памятник героям «Тихого Дона»

Герои таких композиций не монументальны, а подвижны, они как будто становятся участниками реальной жизни современных россиян. Шагающей с ведрами на коромысле Аксинье перерезал дорогу гарцующий на жарком гнедом коне Гришка Мелехов. Фигуры словно живые – вот-вот сойдут с постамента и заговорят. А за столом запорожских казаков, сочиняющих послание султану, нарочно оставлено свободное место, чтобы каждый желающий мог посидеть с героями картины – может быть, вписать острое словцо в письмо или просто сфотографироваться на память...

Есть памятники, посвященные полумифическим персонажам. Например, легендарному казаку Мамаю. О нем слагают песни, пишут картины. Не мог он не появиться и в скульптуре. Он – один из членов свиты Екатерины на памятнике в Краснодаре. Ему посвящен открытый в 2001 году монументальный комплекс на площади Независимости в Киеве.

pk0001

Киев. Памятник Казаку Мамаю.

В 2007 году памятник Мамаю появился вблизи села Цыбулево Знаменского района Кировоградской области. Это каменная глыба, на которой мозаикой выложен портрет казака. Возле сооружения оборудована зрительская площадка, с которой открывается пейзаж Мамаева яра, где по преданию и похоронен легендарный гайдамак Марк Мамай. В Кировоградской области есть не только Мамаев яр, но и река Мамайка, местечко Мамаева балка, село Мамайка.

Был ли этот гайдамак реальным историческим лицом, неизвестно. На одной из картин, изображающих Мамая, подпись: «Не завидую никому — ни панам, ани царю. Богу своему святому я за все благодарю! Хотя титлом и не славен, но жизнь весело веду. У дилах своих исправен, я вовик не пропаду». Эту фразу приписывают самому Мамаю. Обычно Мамай представляется в изобразительном искусстве как казак с грустным взглядом, седыми усами и чубом, закрученным за ухо. Рядом – непременно штоф с горилкой, стакан, шапка, шашка и конь.

Истории о нем прославляют не только удаль и смелость гайдамака, но и его ум и смекалку. Например, известно, что в августе 1399 года некий Казак-Мамай спас жизнь Витовту, владыке Великого княжества Литовского. Произошло это во время неудачного сражения с войсками непобедимого Тимура. Войско Витовта было разгромлено, а сообразительный казак - то ли сын, то ли внук разбитого на поле Куликовом ордынского темника Мамая - трое суток водил князя по непролазным чащобам, пока тот не догадался одарить его княжеским титулом и даровать урочище Глину во владение. После такой милости тут же отыскалась дорога из непроходимого леса. Новоявленный князь Глинский - бывший казак Мамай - стал предком царя Ивана Грозного по материнской линии.

Не исключают историки, что одним из прототипов собирательного образа героя мог стать православный святой Мамонт. Имя Мамонт в прошлом в России было довольно распространенным и часто смешивалось с именем Мамай. Возможно, от него и пошла история героического гайдамака.

Другой, не менее известный и столь же мифический персонаж – Харько, основатель Харькова. Конная статуя этого казака была открыта в 2004 году в честь 350-летия города. Идея установки памятника принадлежала мэрии Москвы, а бронзовый монумент изготовил Зураб Церетели

В руках всадника – копье и щит, а за плечами лук и колчан со стрелами.

pk0003

Памятник казаку Харько - легендарному основателю Харькова.

О казаке Харько сохранилось немало преданий. В 1829 году исследователь Топчиев в селе Даниловка Харьковского уезда записал рассказ об основании Харькова, который ему поведал «дед деда 104-летнего слепого деда». «Первый поселенец… поселился при ней [Белгородской кринице] хутором… И этот первый поселенец был Харько… Когда именно жил Харько, неизвестно, но говорили, что назад тому более 200 лет…[от 1829] Он был не из простых. Вышел из Польши начальником нескольких семей [православных]… Однажды… настигнул их [татар] около нынешнего города Змиева. Отбил добычу и освободил пленных. Но, угнавшись за самыми татарами на ту сторону Донца, был подавлен большим числом собравшихся неприятелей и потонул в Донце, на обратной переправе с двумя своими сыновьями. Татары, наконец, проникли в скрытное убежище поселения Харька и разорили его совершенно… После этого заселение Харька оставалось долго впусте. Говорили также, что самые татары, первые, называли его именем реку, при которой он жил». Памятник казаку Харьку стал теперь одной из главных достопримечательностей Харькова.

Во все времена монументальное искусство  было воплощением духа эпохи. Поэтому появление новых памятников, воспевающих мужество и храбрость казаков, свидетельствует, что казак сегодня вновь служит образцом верности Отечеству.

 

 

Ольга Мягченко