«Не хлебом одним будет жить человек…»

Великий Пост


Закон постничества такой: в Боге

умом и сердцем пребывать

с отрешением от всего, всякое себе

угодие отсекая, не в телесном только,

но и в духовном…

Святитель Феофан Затворник

 

 

Самым светлым и поучительным временем в православном календаре является время Великого поста и Пасхи. Это – древнейший из многодневных постов, напоминающий нам о сорокодневном пребывании Спасителя в пустыне.  Пост – время, когда православный человек, очищаясь от грехов, готовится встретить Пасху  – Светлое Воскресенье господне.

В дореволюционной России жизнь во время Великого поста полностью менялась -  закрывались театры, увеселительные заведения, прекращалась торговля мясом. Пустели столы, только что ломившиеся от обильных яств. На первой неделе поста и на Страстной седмице не велись занятия в учебных заведениях, закрывались все государственные учреждения. Особо благочестивые люди в первые дни Великого поста старались даже без необходимости не выходить из дома. В это время полагалось щедро одаривать нищих милостыней: «Пост на небо ведет человека, а милостыня в царство вселяет», - говорили на Руси.

 

Казаки в вере, как и в сражениях, были страстными и истовыми. Хотя многие и допускали послабления в соблюдении поста во время боевых действий («У казаков в походе поста не бывает», гласит казачья пословица), но нередко – наоборот - случалось, что раненые казаки, лежа в госпитале, отказывались от скоромной пищи, рискуя при этом умереть от истощения.

«Белый» казак-эмигрант Николай Федоров вспоминал о том, как много значил для казаков Великий пост: «Во время Великого поста все было строго и печально. На Страстной неделе занятия в школе прекращались, мы говели. Говели чинно, а когда причащались, то поздравляли друг друга с принятием Святых Таинств. В ночь на Пасху не спали и ожидали перемен от смирения и тишины к веселью».

Великий пост для казаков, как и для всей России, был свято чтимым временем. В этот период даже горячие на суд казаки старались избегать назначать и приводить в исполнение наказания преступников. Особенно когда речь шла о тяжких преступлениях вроде убийства. Суды предпочитали откладывать на время после Пасхи, чтобы в Великий пост не отягощать совесть – ведь суд это Божье дело.

Казаки всегда были особо усердны в молитвах. Они молились перед сном и после, до и после еды, перед военными походами, в походах (для этого в войсках имелись специальные передвижные походные церкви), после сражений служили благодарственные молебны, молились во время эпидемий. Обязательно носили нательные кресты и образы святителя Николая Чудотворца и Архангела Михаила – особо почитаемых казаками святых.

Очень любили в казачьей среде Вербное воскресенье, отмечаемое в шестую неделю Великого поста. Это двунадесятый праздник православной церкви (один из 12 важнейших праздников) - вход Господень в Иерусалим. Праздник традиционно в России посвящался детям, и все чадолюбивые казаки старались в этот день всячески порадовать ребятню. В станицах, городах, слободах проходили веселые ярмарки с различными представлениями. Выступали ученые медведи и скоромохи, показывались кукольные представления. Всем детям покупали обновки и игрушки. Детей легонько хлестали по лицу пучками цветущей вербы, приговаривая: «Верба из-за моря, дай верба здоровья!», «Верба-хлёст, бей до слёз!», «Не я бью, верба бьет», «Верба красна бьет напрасно», «Верба бела бьет за дело», «Бери хворостинку, выгоняй скотинку!» (именно в Вербное воскресенье было принято в первый раз после зимы выгонять скотину на пастбище). Считалось, что пыльца вербы имеет целебные свойства. К тому же от попадания пыльцы в нос дети чихали – как полагали наши предки, верный признак оздоровления.

Почитание Великого поста в некоторых казачьих общинах было столь истовым, что жители соседних недружественных территорий, особенно на границе России, частенько нападали на хутора с целью грабежа именно в первую и последнюю недели поста. Недели эти самые строгие, их положено проводить в непрестанных молитвах. Зная, что казаки заняты молитвами, и не возьмутся за оружие, злоумышленники пользовались этим и разоряли приграничные хутора.

В каждой местности в дни поминовения предков вспоминали своих легендарных героев-казаков. Например, донские казаки свято чтили память героев Азовского осадного сидения. В память о героической обороне Азова донскими и запорожскими казаками от турецкой армии в 1641 году , здесь традиционно совершается крестный ход. Начало традиции положено в 1644 году и в некоторых местностях соблюдается до сих пор.

Были у казаков и свои излюбленные постные кушанья. У терских казаков, например, это моченые арбузы, мед, моченые яблоки, вяленая, соленая и свежая рыба. Река Терек была очень богата рыбой, а плодородные земли и благоприятный климат позволяли выращивать богатый урожай.

Легенда гласит, что на Дону родился рецепт постной ухи «по-елизаветински», которой во время визита Николая II в 1913 году в станицу Елизаветинскую угощал императора старый казак Василий Кедров. Он вернулся с Русско-Японской войны инвалидом и занялся ловлей и продажей рыбы, прославившись впоследствии своим кулинарным мастерством. Государь император объезжал свои владения по случаю 300-летия дома Романовых. Елизаветинская уха отличается тем, что помимо обычных ингредиентов в нее добавляют свежие помидоры или томатный сок, а саму уху подают не в тарелках, а в кружках. Уха Кедрова и сам лихой казак так понравились императору, что, вернувшись в Петербург, он выслал Кедрову письмо с благодарностью.

uh0001 

В пост также традиционно на столах зажиточных казаков были грибная солянка, голубцы с овощами, перцы, фаршированные рисом и грибами, маринованные овощи и грибы.

Яицкие казаки говели, пожалуй, строже всех. В первую и последнюю неделю поста порой вообще пили только воду, а вместо еды – «камушки сосали», как вспоминали сами казачьи старожилы. Да и в прочие дни они особо ограничивали себя в еде - весь Великий пост по средам и пятницам даже постного масла в пишу не употребляли.

Даже молитвы великопостные у казаков были особые. Скажем, кубанцы в Великий пост обращались к Богу с такими словами: «Я люблю тебя, Боже, люблю всей душой, но в груди моей мало огня, нет, нет, силы уже нет, Боже мой, я молю, укрепи меня, вся надежда моя на тебя».

Для казаков слово «пост» имело не только религиозное, но и мирское значение – служение Православию.

 

Ольга Мягченко

 

  

Самым светлым и поучительным временем в православном календаре является время Великого поста и Пасхи. Это – древнейший из многодневных постов, напоминающий нам о сорокодневном пребывании Спасителя в пустыне.  Пост – время, когда православный человек, очищаясь от грехов, готовится встретить Пасху  – Светлое Воскресенье господне.

В дореволюционной России жизнь во время Великого поста полностью менялась -  закрывались театры, увеселительные заведения, прекращалась торговля мясом. Пустели столы, только что ломившиеся от обильных яств. На первой неделе поста и на Страстной седмице не велись занятия в учебных заведениях, закрывались все государственные учреждения. Особо благочестивые люди в первые дни Великого поста старались даже без необходимости не выходить из дома. В это время полагалось щедро одаривать нищих милостыней: «Пост на небо ведет человека, а милостыня в царство вселяет», - говорили на Руси.

Казаки в вере, как и в сражениях, были страстными и истовыми. Хотя многие и допускали послабления в соблюдении поста во время боевых действий («У казаков в походе поста не бывает», гласит казачья пословица), но нередко – наоборот - случалось, что раненые казаки, лежа в госпитале, отказывались от скоромной пищи, рискуя при этом умереть от истощения.

«Белый» казак-эмигрант Николай Федоров вспоминал о том, как много значил для казаков Великий пост: «Во время Великого поста все было строго и печально. На Страстной неделе занятия в школе прекращались, мы говели. Говели чинно, а когда причащались, то поздравляли друг друга с принятием Святых Таинств. В ночь на Пасху не спали и ожидали перемен от смирения и тишины к веселью».

Великий пост для казаков, как и для всей России, был свято чтимым временем. В этот период даже горячие на суд казаки старались избегать назначать и приводить в исполнение наказания преступников. Особенно когда речь шла о тяжких преступлениях вроде убийства. Суды предпочитали откладывать на время после Пасхи, чтобы в Великий пост не отягощать совесть – ведь суд это Божье дело.

Казаки всегда были особо усердны в молитвах. Они молились перед сном и после, до и после еды, перед военными походами, в походах (для этого в войсках имелись специальные передвижные походные церкви), после сражений служили благодарственные молебны, молились во время эпидемий. Обязательно носили нательные кресты и образы святителя Николая Чудотворца и Архангела Михаила – особо почитаемых казаками святых.

Очень любили в казачьей среде Вербное воскресенье, отмечаемое в шестую неделю Великого поста. Это двунадесятый праздник православной церкви (один из 12 важнейших праздников) - вход Господень в Иерусалим. Праздник традиционно в России посвящался детям, и все чадолюбивые казаки старались в этот день всячески порадовать ребятню. В станицах, городах, слободах проходили веселые ярмарки с различными представлениями. Выступали ученые медведи и скоромохи, показывались кукольные представления. Всем детям покупали обновки и игрушки. Детей легонько хлестали по лицу пучками цветущей вербы, приговаривая: «Верба из-за моря, дай верба здоровья!», «Верба-хлёст, бей до слёз!», «Не я бью, верба бьет», «Верба красна бьет напрасно», «Верба бела бьет за дело», «Бери хворостинку, выгоняй скотинку!» (именно в Вербное воскресенье было принято в первый раз после зимы выгонять скотину на пастбище). Считалось, что пыльца вербы имеет целебные свойства. К тому же от попадания пыльцы в нос дети чихали – как полагали наши предки, верный признак оздоровления.

Почитание Великого поста в некоторых казачьих общинах было столь истовым, что жители соседних недружественных территорий, особенно на границе России, частенько нападали на хутора с целью грабежа именно в первую и последнюю недели поста. Недели эти самые строгие, их положено проводить в непрестанных молитвах. Зная, что казаки заняты молитвами, и не возьмутся за оружие, злоумышленники пользовались этим и разоряли приграничные хутора.

В каждой местности в дни поминовения предков вспоминали своих легендарных героев-казаков. Например, донские казаки свято чтили память героев Азовского осадного сидения. В память о героической обороне Азова донскими и запорожскими казаками от турецкой армии в 1641 году , здесь традиционно совершается крестный ход. Начало традиции положено в 1644 году и в некоторых местностях соблюдается до сих пор.

Были у казаков и свои излюбленные постные кушанья. У терских казаков, например, это моченые арбузы, мед, моченые яблоки, вяленая, соленая и свежая рыба. Река Терек была очень богата рыбой, а плодородные земли и благоприятный климат позволяли выращивать богатый урожай.

Легенда гласит, что на Дону родился рецепт постной ухи «по-елизаветински», которой во время визита Николая II в 1913 году в станицу Елизаветинскую угощал императора старый казак Василий Кедров. Он вернулся с Русско-Японской войны инвалидом и занялся ловлей и продажей рыбы, прославившись впоследствии своим кулинарным мастерством. Государь император объезжал свои владения по случаю 300-летия дома Романовых. Елизаветинская уха отличается тем, что помимо обычных ингредиентов в нее добавляют свежие помидоры или томатный сок, а саму уху подают не в тарелках, а в кружках. Уха Кедрова и сам лихой казак так понравились императору, что, вернувшись в Петербург, он выслал Кедрову письмо с благодарностью.

В пост также традиционно на столах зажиточных казаков были грибная солянка, голубцы с овощами, перцы, фаршированные рисом и грибами, маринованные овощи и грибы.

Яицкие казаки говели, пожалуй, строже всех. В первую и последнюю неделю поста порой вообще пили только воду, а вместо еды – «камушки сосали», как вспоминали сами казачьи старожилы. Да и в прочие дни они особо ограничивали себя в еде - весь Великий пост по средам и пятницам даже постного масла в пишу не употребляли.

Даже молитвы великопостные у казаков были особые. Скажем, кубанцы в Великий пост обращались к Богу с такими словами: «Я люблю тебя, Боже, люблю всей душой, но в груди моей мало огня, нет, нет, силы уже нет, Боже мой, я молю, укрепи меня, вся надежда моя на тебя».

Для казаков слово «пост» имело не только религиозное, но и мирское значение – служение Православию.

 

Ольга Мягченко