«Святись, святись, великий день…»

Святись, святись, великий день,

Разлей свой благовест широко

И всю Россию им одень!

Федор Тютчев

 

Праздник праздников, торжество торжеств – вот что значит этот день для православного человека, ведь, по словам апостола Павла, «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша».

 

Светлое Воскресенье приходит после Страстной недели, завершающей Великий пост.  На Страстной неделе вспоминают события последних дней земной жизни Христа – с того момента, когда Он вошел в Иерусалим и до того дня, когда Он был распят на кресте.

Сокрушив смерть, Христос открывает перед всеми верующими двери бессмертия.

В пасхальную ночь из всех храмов выходят крестные ходы – с зажженными свечами люди  идут навстречу воскресшему Господу, как почти два тысячелетия назад шли жены-мироносицы к опустевшей гробнице Спасителя.

И в тишине пасхальной ночи раздается давно чаемое: «Христос Воскресе!», и начинается служба – удивительная по своей красоте и одухотворенности.

Равноапостольная Мария Магдалина была первой, кто произнес эти слова - «Христос воскресе!». Проповедуя Христово учение, она пришла к римскому императору Тиберию с вестью о Его воскресении, но император сказал, что это также невозможно, как и то, что подаренное Магдалиной яйцо превратится из белого в красное. И после этих слов яйцо, которое держал в руке Тиберий, стало красным. С тех пор,  даря друг другу пасхальные яйца, христиане исповедуют веру в Воскресение. «Дорого яичко ко Христову дню», - издавна говорили на Руси.

На разговение после Великого поста готовят творожную пасху, имеющую вид усеченной пирамиды, символизирующей гору Голгофу, где был распят Спаситель. В Великую субботу в церкви происходит освящение пасхи и кулича – подобия церковного артоса – большого хлеба, который служит одним из древнейших символом Воскресения Христова.

В России всегда было особое отношение к празднику Пасхи. Николай Васильевич Гоголь заметил однажды, как по-разному празднуется Пасха в России и на чужбине: «В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения. Он это чувствует живее, если ему случится быть в чужой земле. Видя, как повсюду в других странах день этот почти не отличен от других дней, — те же всегдашние занятия, та же вседневная жизнь, то же будничное выраженье в лицах, — он чувствует грусть и обращается невольно к России».

Праздник Пасхи на Руси был днем подлинного народного единения, когда государь христосовался с простым солдатом, объединенные общей светлой радостью: «Христос Воскресе!». Историк Николай Костомаров описывает, как праздновали Пасху при дворе царя Алексея Михайловича: «...Чинно и в порядке подходили к царю бояре, окольничие, думные дворяне и дьяки, кравчие, близкие и приказные люди, стольники, стряпчие, дворяне московские. Царь давал им яйца гусиные, куриные и деревянные точеные, каждому по три, по два, по одному, смотря по знатности жалуемого. Яйца были расписаны золотом и яркими красками в узор или цветными травами, а в травах птицы и звери и люди». В пасхальные дни было принято проявлять особую щедрость и милосердие – не только дарить подарки родным и близким, но и подавать милостыню, разносить дары в богадельни, сиротские приюты, больницы и тюрьмы – всюду, где люди ждут помощи и сердечной теплоты. Очень важно, чтобы для обездоленных людей Пасха была светлым праздником.

Для христолюбивого российского казачества Светлое Воскресение Христово было, пожалуй, главным праздником в году. Известный писатель и историк, уроженец кубанской станицы Новодеревянковской  Федор Щербина вспоминал о том, как воспринимался праздник Пасхи в казачьей семье дореволюционной России: «Я и все домашние, окружавшие меня в раннем детстве, жили во время пасхальных святок светлыми моментами этого…настроения - чисто стихийной, так сказать, радости и одушевления и торжественного почитания хлеба насущного в идеальном для всех виде Пасхи с теми красными яичками, обмены которых друг с другом все сопровождали поцелуями…Момент разговен на Пасху носил торжественный, в полном смысле слова священный характер и долго помнился потом. Может быть, покажется это смешным, но я и теперь в старческие годы, с особенным удовольствием начинаю в пасхальные дни завтракать с красного яичка, как в детские годы, и если на столе не бывает красного яйца, я чувствую некоторого рода разочарование. Положите мне на стол белое взамен красного яйцо, я, пожалуй, даже рассержусь. Мне важно не самоё яйцо, не содержимое его из-под красной скорлупы, а мои воспоминания, радостно пережитые в пасхальные дни в детстве. Такие же дни переживал и весь народ…»

«Мы спасены в надежде» — говорит апостол Павел. И праздник Пасхи дает каждому верующему сердцу надежду на то, что смерть обязательно будет побеждена вечной жизнью.

Христос Воскресе!

 

Татьяна Ермакова