«Придет Вознесеньев день…»

Вознесение и Троица

Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.

Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.

На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы.

Сергей Есенин

 

Вознесение и Троица – это праздники, в которых словно бы запечатлен характер русского народа.

Вознесение…Уже само название этого великого праздника отражает его глубинную сущность – это вознесение Иисуса Христа к Престолу Всевышнего. Как мы помним из Святого Писания, После Своего воскресения Иисус сорок дней являлся апостолам, говоря им о Царствии Божием. В последний день Своего земного пребывания Иисус сказал ученикам: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». Вслед за этим апостолы увидели, как светлое облако скрывает Его от их взоров.

Святой Иоанн Златоуст называл Вознесение в числе важнейших праздников, которые, наряду с Пасхой, были установлены самими Христовыми апостолами.

На Руси любили праздник Вознесения, чем объясняется огромное количество пословиц и поговорок: «Цвести весне до Вознесения», «Придет Вознесеньев день – прокукует кукушкою, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется». Существовали и приметы, связанные с Вознесением: «На Вознесение хорошая погода – к урожаю» и «Вознесение с дождем – Илья с грозой».

В честь праздника Вознесения на Руси часто воздвигались храмы, в том числе – храм Вознесения в Коломенском, который был возведен в честь рождения сына Василия III – будущего Иоанна Васильевича Грозного.

По народному поверью, в ночь на Вознесение соловьи поют по-особому…Эта ночь – соловьиная, чудесная, наполненная высокой поэзией наступающей весны.

День Святой Троицы празднуется Церковью на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его также называют еще Пятидесятницей.  В обрядовую практику Русской Православной Церкви праздник Святой Троицы вошел благодаря преподобному Сергию Радонежскому.  В Троицу Православная Церковь призывает своих чад укреплять в душе своей дары Святого Духа, полученные ими в таинстве Крещения. В этот день верующие вспоминают сошествие Святого Духа на апостолов, происходившее в Сионской горнице в Иерусалиме. Как описано в «Деяниях апостолов»,  «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Так совершилось над апостолами Крещение Духом Святым и огнем, как было предсказано Иоанном Крестителем. То был знак, что апостолы обрели способность и силу для проповеди Христова учения всем народам мира.  После сошествия Святого Духа апостолы стали ежегодно праздновать   Пятидесятницу и заповедали вспоминать этот день всем христианам. Отец Иоанн Кронштадтский говорил: «Без Духа Святого нет истинной жизни в человеке, нет мира в душе, нет света Божия, нет правды, святости, истинной радости и блаженства. Без Духа Божия не может быть в нас и нет истинной веры, упования и любви, святой простоты, чистоты сердца, никакой истинной добродетели, - и нет спасения. Будем же всегда усердно молить Бога Отца, да не отвергнет от нас лица Своего и Духа Своего Святого да не отымет от нас…»

Троица – праздник наступающего лета, когда сама природа, кажется, празднует свое возрождение. Собранные на Троицу полевые цветы во многих домах засушивали и хранили за иконами в красном углу. Девушки, надев свои лучшие наряды, отправлялись в березовую рощу, «завивали» березам ветви, украшали их лентами и цветами.

Накануне Троицы в казачьих домах было принято устилать полы свежей зеленью, тоже самое делали и в церквях, березовыми ветками украшали калитки, подоконники и двери домов. Например, в станице Раздорской «троицкая зелень» так и называлась «Древо-Троица».

С давних времен сохранился обычай в Троицкую субботу семьей идти на кладбище и поминать усопших. «В Троицкую субботу, – записано в «Стоглаве», – по селам и по погостам сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом с великим причитанием».

Праздники Вознесения и Троицы словно бы соединили быт дохристианской Руси с жизненным укладом Православной державы, позволил народной душе найти точки соприкосновения разных эпох тысячелетней истории.

 

Татьяна Ермакова