Пост и Лето Господне

Посредством поста человек превращается в агнца, ягненка…

Паисий Святогорец

 

От поста до поста – так привыкли измерять время года каждый казак, для которого пост становился временем особого духовного подвижничества и просветления.

 

Церковь увещевает, что, прежде чем приступить к посту, следует духовно подготовиться, а прежде всего – простить своих ближних, освободиться от обид, которые камнем висят на душе. Прощать следует врагов своих, но в то же время копить в себе силы для борьбы с недругами Отечества и Православной веры – эту истину испокон века знало российское казачество.

Один из самых значимых в православном календаре Петров пост, установленный в память первоверховных апостолов Петра и Павла, которые постились, подготавливая себя для Евангельской проповеди, начинается в понедельник через неделю после Святой Троицы, дата коего, в свою очередь, зависит от дня празднования Пасхи. Соответственно  и продолжительность Петрова поста разнится от 8 до 42 дней. Завершается же пост всегда 12 июля - в день памяти святых апостолов Петра и Павла. Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон в XII веке писал: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

У этого летнего поста несколько названий - пост Пятидесятницы (поскольку он неразрывно связан с праздником Троицы - Пятидесятницы), Петровский (потому что заканчивется в день Петра и Павла) и Апостольский (потому что был установлен святыми апостолами Христовыми).  В старину русские люди называли этот пост еще и «петровкой»: «Петровка – голодовка». Это выражение объяснялось тем, что к началу летнего поста прошлогодний урожай зерна, картофеля и овощей уже оскудел, а новый еще не народился. Во время поста хозяйки копили впрок сливочное масло, яйца, творог и молоко.

Первые упоминания об этом посте историки Церкви датируют IV веком, причем изначально он был предусмотрен для тех христиан, которые по какой-либо причине не смогли поститься в Великий пост перед Пасхой. Установление поста связано с византийским императором  Константином Великим, а его распространение связано с воздвижением храмов в честь святых апостолов Петра и Павла в Константинополе и Риме. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (12 июля по новому стилю), и с тех пор этот день стал праздником во всем христианском мире.

Андрей Лях "Сенокос"

Петров пост считается нестрогим, содержащим целый ряд послаблений – например, разрешается есть рыбу во все дни, за исключением среды и пятницы. Кстати, апостол Петр известен как покровитель рыбного промысла.

Петров день - самый разгар сенокоса: «Всяк, кто дорос, иди на сенокос». Ставили стога и при этом говорили: «Не то сено, что на лугу, а то, что в стогу», «До Петрова вспахать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять».  Нашим современникам это может показаться странным, однако сенокос на Руси всегда был не только временем напряженного физического труда, но и радостным, долгожданным событием. Отправляясь на покос, надевали самую новую и нарядную одежду, в свободные от работы минуты составляли хороводы, дружно пели, после обильного обеда молодежь отправлялась за лесными ягодами.

Петров день назвали «макушкой лета», самой жаркой и знойной порой: «День убывает — жара прибывает».

А в честь завершения поста обычно проводили «разговины» - устраивали ярмарки и гуляния, ходили в гости, плясали и веселились.

Этот народный обычай веселиться запечатлен в пословице:  «У мужика то и праздник, что Петров день».

Татьяна Ермакова