С Успенья Солнце засыпает…

Казак, как и любой воин Святой Руси, во все времена готов был принести себя в жертву «за други своя», за родной край и за Веру Православную.

 

«Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет»,- гласит казачья пословица. Жертвенность – в самом характере казачества, которое всегда оказывалось там, где Россия и Православие нуждались в защитниках. Казак, по слову поэта был «пахарем войны», поэтому в его повседневную жизнь прочно вошли те праздники, которые чтились русскими людьми, с той лишь разницей, что для казака особенно важны были праздники, помогающие укреплению воли, мужества и готовности принести себя в жертву на поле брани.

Среди них – праздник Успения Пресвятой Богородицы - один из двенадцати великих церковных праздников, который отмечается 15 августа по старому стилю или 28 августа по-новому. Празднику предшествует строгий Успенский пост.

В Библии ничего не сказано об Успении Божией Матери, но рассказ об этом событии сохранился в предании Церкви.

О дне кончины Богоматерь за три дня была извещена архангелом Гавриилом и приготовилась к смерти. К этому дню в Иерусалиме чудесным образом оказались все апостолы. Собравшись вместе, они стали свидетелями кончины пресвятой Девы.
Ученики на своих плечах отнесли тело Богоматери к месту погребения в Гефсимании, недалеко от Иерусалима.  По преданию, на третий день тела пресвятой Девы уже не было в гробнице, потому что Господь, Сам воскресший на третий день, воскресил на третий день и Богоматерь. Вечером того же дня Она, окруженная ангелами, явилась апостолам в небе и воскликнула: «Радуйтесь, ибо я всегда с вами!»

susz0001

Успение Богоматери. Икона 17 века

Современный человек задаст уместный вопрос: отчего в день Успения Божией матери нам полагается не скорбеть, а радоваться? Это же безусловно печальная дата – день памяти об ушедшем из жизни. Страх смерти живет в каждом из нас. Ведь и сам Иисус Христос, по слову Евангелия, «скорбел смертельно» перед распятием на кресте. Но само слово «успение» заставляет нас задуматься о том, что Богородица не умерла, а лишь уснула, ведь после Воскресения Христова смерть перестала быть уходом в немое небытие, во тьму вечного забвения.

Этот великий праздник открывает христианам истинное понимание жизни и смерти, он призывает нам к такому же бесстрашию перед лицом смерти, какое явила всем нам Богоматерь в своей земной кончине. «Радуйтесь, ибо я всегда с вами!»- должен говорить христианин, готовясь принять смерть.

Со времени равноапостольного князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси - соборный Киевский храм, Десятинная церковь  были посвящены Успению Богородицы. К XIV веку Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде..

При том, что Успенский пост – строгий, он же считается и самым «сладким».

Если праздник Успения не приходится на среду или пятницу, то разговляются мясом, а в ином случае - рыбой. Мясо  начинают употреблять со следующего дня - праздника Перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь, или третьего Спаса. В третий Спас было принято освящать орехи.

Это праздник знаменует конец лета, отсюда поговорка: «С Успенья Солнце засыпает».  На Руси до Успенья полагалось успеть дожать последний сноп в озимом поле. Поэтому-то и называют этот день порой "Спожинками-дожинками".

 

Татьяна Ермакова